Знак ДВВАИУ

Иду я, навстречу мне солдат, в бушлате без этого и весь небритый.

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

АВИАистории. А вот еще был случай...

Больше
14 апр 2025 08:49 #65787 от kombat
Именно историю про "женский голос" услышал в 1970 г. в Саваслейке...

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 апр 2025 14:29 - 14 апр 2025 18:39 #65788 от Ковалёв Сергей
Ковалёв Сергей ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
О «приятном женском голосе» из РИ-65 вспомнилось одно практическое занятие на кафедре 4 факультета, начальником которой был полковник Дуров, а нашим преподавателем капитан Самодуров. Последний, будучи человеком понимающим, что подробности функционирования «электронного кишечника» МиГ-25П не очень-то нужны будущим техникам по СД, популярно объяснял принципы работы речевого информатора. Рассказал, что в зависимости от опасности угрожающего явления в системах самолёта, РИ-65 выдаст лётчику речевую информацию более опасной предпосылки.

Но не знал капитан Самодуров, что в аудитории, в составе 161 к/о, находится Саня Смирнов («Кузен»), который очень внимательно слушает и анализирует сказанное. И от него последовал вопрос:

- Товарищ капитан, а вот если на самолёте одновременно случится несколько отказов, что выдаст РИ-65 в наушники пилота?

- Ну, я же объяснил: по степени опасности отказа

- А если будет 10 отказов?

- Лётчик услышит о самом опасном: «Следи давление в бустерной системе»

- А если все системы одновременно откажут?

- Так не бывает

- А нам на занятиях по теории вероятности говорили, что всегда существует такая, хоть и мизерная вероятность. Что услышит лётчик, когда на самолёте откажут абсолютно все системы?

-???

- Тогда, товарищ капитан, лётчик услышит: «Следи д-а-авл-еен- иее в б-у-у-уст-еер-ноой си-исс-те….» ( при этом Саня красочно проимитировал голосом звук, воспроизводимый когда в катушечном магнитофоне неожиданно, но плавно останавливается воспроизведение)

То есть, и РИ-65 тоже отказал и выдал «последний вздох» ))

Аудитория оживилась, а Самодуров заулыбался

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 апр 2025 18:01 #65789 от Капустьянский С.Н.
Капустьянский С.Н. ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...
Начальником кафедры был п-к Дуров. (а не Дураков)Доктор наук.

kapa

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
14 апр 2025 18:39 #65790 от Ковалёв Сергей
Ковалёв Сергей ответил в теме АВИАистории. А вот еще был случай...

Начальником кафедры бы>л п-к Дуров. (а не Дураков)Доктор наук.


 
Благодарю за уточнение.  Это совершенно меняет дело. Бегу исправлять.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • lelik
  • Автор темы
  • Ушел
  • Модератор
  • Модератор
Больше
26 апр 2025 15:27 - 26 апр 2025 15:54 #65811 от lelik
Еще несколько коротких эпизодов из летной биографии «Дракона» периода ВОВ.

В разведку на вражеской технике.

Дело было весной 1944 года, во время боев за освобождение Крыма. После одного из стремительных танковых прорывов был захвачен немецкий аэродром с несколькими совершенно целенькими «Мессершмиттами». И командир корпуса решает использовать их для разведки двух оставшихся у немцев аэродромов в Крыму, в самом Севастополе и на мысе Херсонес. Дело в том, что они были очень хорошо защищены зенитной артиллерией, стянутой туда со всего Крыма, и плотно окружали аэродромы со всех сторон.После того, как из разведки не вернулась посланная туда пара Яков, Савицкий принимает решение использовать для этой цели трофейный Ме-109. 
«Евгений Яковлевич, на «мессершмитте» никто не летает, кроме вас. Не может же командир корпуса, генерал, выполнять функцию простого летчика?» - возразили ему начальник политотдела и начштаба корпуса.
«Если требуют интересы боевой обстановки – может!» - отрезал комкор, хотя и сам не был уверен, что ему это разрешит вышестоящее командование. Немецкий самолет Савицкий освоил еще раньше, когда летчик одного из его полков принудил к посадке такой самолет вместе с пилотом на наш аэродром.И «неугомонный» Савицкий (как назвал его командующий воздушной армией генерал-полковник Хрюкин Тимофей Тимофеевич) добился все же такого разрешения, предоставив подробный план полета.
Согласно этого плана четверка наших истребителей сопровождала разведчик, чтобы не сбили свои, со взлета до пересечения морской линии в районе Евпатории. Дальше Ме-109 уходил бреющим над морем (чтобы издалека не засекли немецкие РЛС), и оттуда, выйдя на траверз немецкого аэродрома с набором высоты, брал курс на него. Все это надо было летчику точно рассчитать. Возвращение предусматривало тот же путь обратно над морем, где в расчетной точке встречи должны были ждать свои Яки.
 На немецкий аэродром Савицкий пришел, как домой. Аэродром забит самолетами, их много и на земле и в воздухе, постоянно идут на посадку Ме-109, Ю-87… Савицкий становится к ним в круг - как бы вежливо в очередь, а сам ведет разведку, считает самолеты, зенитные батареи, делает пометки в карте.
Вдруг замечает пристроившийся рядом «мессер» - что ему надо, неужели заподозрил неладное? На всякий случай перезаряжает пушки на своем «мессершмитте», чтобы быть готовым к бою. А немец уже совсем рядом, улыбается, крутится в кабине и показывает куда-то на свой фюзеляж.
Ах вот оно что – ничего не подозревающий фриц хвастается картинкой – нарисованной голой красоткой с бокалом шампанского в руке! Потом, довольный, качает крыльями и уходит горкой… Жаль, что его нельзя накрыть вдогонку очередью, остаётся только ласково покрыть матом...
Остальная часть разведки, в том числе и второго аэродрома, а также линии обороны Сапун-горы, прошла без проблем, ни одна немецкая зенитка, естественно, не выстрелила по своему самолету. Возвращение также прошло по плану, в расчетную точку встречи Савицкий вышел точно, где его тут же окружили четыре Яка, дабы оградить от случайной атаки своих самолетов, и торжественным эскортом повели домой.  
Результаты разведки принял лично командарм, и поблагодарил за ценные результаты, очень важные для штаба фронта. А Савицкий после этого еще не раз летал на разведку на трофейном немецком самолете – немцы этой военной хитрости так и не разгадали.  

P.S. В 1941-1942 немцам потребовалось 250 дней, чтобы сломить героическую оборону и взять Севастополь. В 1944 году советские войска взломали неприступную оборону и освободили Севастополь за три (!) дня...

 На По-2 против пары «Мессеров».

Дело было уже под Берлином.
Комкор Савицкий взлетел от места дислокации КП 16 ВА, в состав которой во время Берлинской операции оперативно входил его истребительный корпус, и взял курс на свой штаб. В том полете Савицкий выполнял задачу не истребителя, а скорее воздушного извозчика – перевозил сам себя на связном самолете По-2, взяв в попутчики своего начальника оперативного отдела, с которым они были на совещании в ВА. Лететь недалеко, но привычка летчик-истребителя постоянно наблюдать за небом не давала расслабленно созерцать проплывающие под крылом пасторальные пейзажи сельской Германии. Эта профессиональная привычка и выручила – стремительно пикирующая на «кукурузник» пара охотников-мессеров была замечена вовремя и от первой атаки По-2 ловко уклонился…А дальше? Как противостоять на безоружной тихоходной «рус-фанере» - так прозвали По-2 немцы, двум боевым истребителям?
Как пишет сам Савицкий в своих мемуарах, сработало у него что-то мгновенно – то ли закаленный годами войны бойцовский характер, то ли инстинкт, основанный на не очень научном, но выработанным у русских веками алгоритме под названием «авось»… 
Вот с этим авось генерал и бросился в драку против двух «мессеров», не пытаясь удрать (да и куда от скоростных машин на «кукурузнике» удрать?), а разворачивая каждый раз свой хлипкий фанерный самолетик навстречу атакующим немцам. Надо было показать, что он не сдался, выдержать лобовые атаки, навязать свою волю, таранить, наконец… 
Немцы каждый раз проскакивали мимо, отбрасывая струями своих винтов легкий самолетик из стороны в сторону. Их скорость играла против них – в скоротечном лобовом сближении они не успевали толком прицелиться, а зайти себе в хвост наш Евгений Яковлевич не давал им никакой возможности.
Так продолжалось достаточно долго, но разозленные немцы не собирались отказываться от намерения разделаться с дерзким самолетиком и его пилотом.(Это они еще не знали, кто в нем сидит!)
В общем, Савицкий понимает, что надо что-то менять – рано или поздно попадут. Бой он вел, снизившись до предела, дабы не дать возможность немцам зайти в атаку снизу. И тогда он улучшил момент, углядел среди редкого леса небольшую проплешину-полянку, и когда озлобленная пара врагов в очередной раз проскочила на встречных курсах мимо, моментально посадил «кукурузник» на выбранный пятачок среди деревьев, практически уперевшись винтом в ближайшее дерево.
Сразу он и его пассажир выскочили из самолета, и разбежались под деревья в разные стороны. Немцы поискали-порыскали, да так не с чем и улетели…Савицкий со своим начальником оперативного отдела Чернухиным добрались до своего штаба пешим порядком. А за самолетом прибыла эвакуационная команда. Сначала думали самолет перегнать своим ходом, но оказалось, что это невозможно – слишком мала площадка, надо вырубать деревья. В итоге отстыковали крылья и отвезли на тягаче.
Как Савицкий умудрился примостить там самолет, да еще, как выяснилось, проскочив между столбов под проводами – никто не понимал… 

P.S. Командиров корпусов РВГК (резерва верховного главнокомандования) назначал лично Сталин, после личной встречи и беседы.
Хотя к данному случаю это отношение не имеет.

 
Спасибо сказали: head, kombat

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: rogerlelikdunay
Работает на Kunena форум