Знак ДВВАИУ

Надо набить руку, пока не набили морду.

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

Советские лётчики в боях за Двинск. 1941-1944 гг.

Больше
27 мая 2015 12:05 - 27 мая 2015 16:00 #44916 от О.Морозов
26 июня 1941 года (на четвёртый день войны) Даугавпилс практически без боя был захвачен частями германского 56-й танкового корпуса генерала Э.Ф. фон Манштейна (8-я танковая и 3-я моторизованная дивизии). Немцам удалось захватить оба моста через Двину.
Попытки отбить город частями Красной Армии окончились неудачей с большими потерями. Немцы, построив несколько понтонных мостов, переправлялись на правый берег с целью развить наступление на Ленинград.

Из книги "Крепость на Западной Двине": "Не сумев отбить Даугавпилс и уничтожить оба стратегических моста, командование Северо-Западным фронтом, приняло решение уничтожить мосты с воздуха. Для этого были привлечены все силы бомбардировочной авиации фронта, и даже ВВС Краснознамённого Балтийского флота (1-й минно-торпедный, 57-й и 73-й бомбардировочные авиаполки). Обстановка в воздухе была сложной: низкая облачность, плотный зенитный огонь, непрерывные атаки немецких истребителей и отсутствие поддержки своей истребительной авиации. Бомбардировщики группами по 6–9 самолётов с высоты 400–600 метров наносили бомбовые удары по переправам и войскам противника".

Самый известный подвиг совершил экипаж 1-го минно-торпедного авиаполка (МТАП) под командованием мл. л-та П.С. Игашёва. Вот, что удалось узнать о героях-авиаторах.

[IMG


[IMG
[IMG


1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС ВМФ (самолёты ДБ-3ф и ДБ-3).

ИГАШЁВ Пётр Степанович. Младший лейтенант. Младший лётчик 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. Родился 18 июня 1915 года в с. Бетино, Касимовского р-на Рязанской обл. Русский. Из служащих. Член ВКП(б) с 1940 года. В 1935 году окончил Касимовский педагогический техникум. Работал учителем. В 1937 году поступил в ВМАУ им. Сталина (Ейск). Был холост.
30 июня 1941 года не вернулся с боевого задания в районе Двинска. Взят в плен. С 7 августа 1941 года содержался в Офлагере XIIID. 20 сентября 1941 года переведён в Офлагерь XXID. 8 октября 1941 года передан в гестапо. В 1969 году посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 6 июля 1995 года посмертно присвоено звание Героя России.

ПАРФЁНОВ Дмитрий Георгиевич. Лейтенант. Младший лётчик-наблюдатель и штурман звена 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. Родился 22 августа 1919 года в д. Глазово, Окуловского р-на Ленинградской обл. Русский. Из учащихся. В 1937 году призван на действительную военную службу Окуловским РВК Новгородской обл. и поступил в ВМАУ им. Сталина (Ейск). В 1939 году присвоено звание лейтенанта. Участник Советско-финской войны. Член ВЛКСМ. Был холост.
30 июня 1941 года погиб в воздушном бою в районе Двинска в составе экипажа младшего лейтенанта Игашёва. В 1969 году посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 6 июля 1995 года посмертно присвоено звание Героя России.

ХОХЛАЧЁВ Александр Митрофанович. Младший лейтенант. Младший лётчик-наблюдатель 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. Родился 1 февраля 1918 года в ст. Потёмкинской, Верхне-Курмоярского р-на Сталинградской обл. Русский. Из рабочих. В 1938 году призван на действительную военную службу Сталинградским ГВК г. Сталинграда. Член ВЛКСМ. Был холост.
30 июня 1941 года погиб в воздушном бою в составе экипажа младшего лейтенанта Игашёва в районе Двинска. Похоронен на Братском кладбище в Даугавпилсе. В 1969 году посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 6 июля 1995 года посмертно присвоено звание Героя России.

НОВИКОВ Василий Логинович. Краснофлотец. Младший стрелок-радист 1-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка ВВС КБФ. Родился в 1915 году в г. Туле. Русский. Призван на действительную военную службу Тульским ГВК. Был женат.
30 июня 1941 года погиб в воздушном бою в районе Двинска в составе экипажа младшего лейтенанта Игашёва. Похоронен на Братском кладбище в Даугавпилсе. В 1969 году посмертно награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. 6 июля 1995 года посмертно присвоено звание Героя России.
Спасибо сказали: Kites, lelik, Константин 43

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 мая 2015 12:17 #44918 от О.Морозов
Хорошее и ёмкое описание действий ВВС КБФ под Двинском 30 июля 1941 г.

30.06.41. летчики получили приказ бомбить части немецкой 4-й танковой группы, которые с ходу взяли мосты в Даугавпилсе и Екабпилсе и начали наступление на Псков и Таллинн. Hа помощь войскам Северо-Западного фронта командование Балтийского флота отправило свою бомбардировочную авиацию. В операции участвовали 32 ДБ-3 и ДБ-ЗФ из 1-го МТАП и 57-го БАП, а также 14 СБ-2 из 73-го БАП. Самолты ДБ базировались под Ленинградом, а СБ на аэродроме в Пярну. Летчики 1-го полка были удивлены тому, что их цель лежала в сотнях километров от моря. Кроме того, им пришлось лететь без истребительного прикрытия, без метеосводки и даже не зная точного местонахождения цели. Самолеты вылетали группами по 6-10 машин. Первый отряд вылетел в 06-25, а последний — примерно в 12-40. Четыре эскадрильи начали вылетать в 11-00. В резерве оставалось 6 самолетов, которые, однако, тоже были подняты в воздух спустя всего 40 минут по прямому приказу командира 8-й БАБ БФ. Из самолетов 1-го МТАП первым на цель вышла 1-я эскадрилья капитана H.В. Челнокова (будущего дважды Героя Советского Союза).
Hемцы были предупреждены о приближении советской армады бомбардировщиков. Несмотря на свою выучку и мужество, пилоты тяжелых бомбардировщиков не имели никаких шансов в бою с Bf-109. Девять ДБ-ЗФ были атакованы мессершмиттами. Hа первом же заходе немцы сбили четыре советских бомбардировщика. Самолет Абраменко получил прямое попадание в бомбоотсек и взорвался в воздухе. ДБ-ЗФ Копылова, после гибели пилота, вошел в пике и врезался в землю, а горящая машина младшего лейтенанта П.С. Игашова смогла догнать (!) немецкий истребитель и таранила его. Потом, командир приказал экипажу выброситься с парашютом и направил обреченную машину в скопление техники противника. За этот подвиг младший лейтенант посмертно стал Героем Советского Союза. В 3-й эскадрилье первым немцы сбили самолет Черырева. ДБ-ЗФ Гарбуза получил прямое попадание в левый двигатель и совершил вынужденную посадку на лесной поляне. Экипаж Гарбуза был одним из трех экипажей своей эскадрильи, уцелевшим в этой операции.
Резервная шестерка в районе Старых Струг была атакована группой наших истребителей И-153 («Чайка"), несмотря на то, что бомбардировщики подали сигнал о том, что они свои. Настойчивость «Чаек» заставила бомбардировщиков уйти в облака. Позднее выяснилось, что авиационные части, лежавшие на маршруте бомбардировщиков, не были предупреждены о предстоящей операции, а пилоты «Чаек» не знали силуэтов своих бомбардировщиков. Выйдя к цели, экипажи резервных самолетов с удивлением наблюдали, как 5 других ДБ-3 было атаковано несколькими парами Bf-109. Вскоре немцы обнаружили и резервные самолеты. В результате бомбардировщики попали под огонь немецкой зенитной артиллерии и потеряли две машины. Затем «мессеры» сбили еще один ДБ-3. Уцелевшие самолеты отбомбились, после чего пропал четвертый ДБ-ЗФ. Вскоре пятый бомбардировщик резко задрал нос, потерял скорость, перешел в пике и разбился. До базы в Беззаботном вернулся только один самолет старшего лейтенанта А. Шевкягина, но и он из-за отказа шасси был вынужден садиться на брюхо.
Без потерь удалось вернуться лишь эскадрильи капитана А.Ю. Ефремова. Его самолеты обошли Двинск с запада и провели атаку, летя на высоте 300 метров. Маневр полностью оправдал себя. Hа обратном пути многие экипажи совершали вынужденные посадки или прыгали с парашютами. Среди выпрыгнувших был экипаж лейтенанта И.И. Борзова, будущего маршала авиации.
Всего флот потерял в этот день 31 экипаж. Несмотря на это, командование флота признало налет удачным, подчеркнув тот факт, что удалось разрушить переправу через реку. Однако воспользоваться пирровой победой было некому. Проведенный после войны анализ операции выявил преступную непроработку плана в области взаимодействия с истребительной авиацией. Действия бомбардировщиков вполне могли поддержать прифронтовые истребительные части. Наконец, бомбардировщики не оснастили навесными топливными баками, а использовать ракеты PC-82 запретили по соображениям секретности (!). Самые тяжелые потери понес 73-й БАП, который лишился 11 из 14 СБ-2. Одиннадцать машин потерял 1-й МТАП, а 57-й БАП недосчитался девяти ДБ-3. Все вернувшиеся на базу самолеты получили повреждения, и к вечеру ни один из участвовавших в операции полков не имел никакой боевой ценности. 73-й БАП отвели в тыл для переоснащения ближними бомбардировщиками Пе-2. 57-й БАП также отвели в тыл и оснастили штурмовиками Ил-2, переименовав в 57-й ШАП. Хозяевами воздуха в тот день были истребители из JG 54, которые заявили 65 воздушных побед.

[IMG


Ссылка: www.bgudkov.ru/?page_id=901
Спасибо сказали: Kites, pit79, Константин 43

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 мая 2015 19:32 - 29 мая 2015 09:47 #44924 от О.Морозов
Первые авиационные удары по скоплению германских войск советская авиация начала наносить уже на следующий день после захвата города, 27 июля 1941 г.. Для этого были привлечены силы 2-х полков ВВС РККА из состава С.-Западного фронта - 53-го и 200-го ДБАП (40-я Дальнебомбардировочная авиадивизия 1-го Дальнебомбардировочного корпуса). Бомбардировщики наносили удары по скоплению танков и мотопехоты противника на левом берегу р. Двина в р-не Двинск-Дигучай-Зарасай-Укмерге. Высота бомбометания - 400 м.
Советские авиаторы в условиях сильного огня ПВО и действия истребительной авиации противника несли потери. Так погиб экипаж из состава 53-го ДБАП ст. л-та Скояренко. Вот немного информации о членах экипажа.

53-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВВС РККА (самолёты ДБ-3А и ДБ-3ф).

СКЛЯРЕНКО Виктор Константинович. Старший лейтенант. Лётчик 2-й эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1912 году в ст. Поноской, Донецкой обл. В 1937 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей (Харьков). Участник Советско-финской войны. Член ВКП(б). Был женат. Имел 2 сыновей.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Двинска. В июне 1974 года перезахоронен на Братском кладбище в пос. Юзефова, Науенской волости Даугавпилсского края.

ЧЁРНЕНЬКИЙ Иван Тимофеевич. Старший сержант. Стрелок-бомбардир 2-й эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1918 году в д. Циркуны, Харьковской обл. Украинской ССР.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Двинска в составе экипажа старшего лейтенанта Скляренко. Похоронен на Братском кладбище в пос. Юзефова, Науенской волости Даугавпилсского края.

ШИРЧЕНКО Николай Степанович. Старшина. Стрелок-радист 2-й эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1913 году в д. Шевченково, Чиловичевского р-на Житомирской обл. Украинской ССР.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Двинска в составе экипажа старшего лейтенанта Скляренко. Похоронен на Братском кладбище в пос. Юзефова, Науенской волости Даугавпилсского края.

Один из бомбардировщиков ДБ-3 53-го ДБАП в 1940 г.

[IMG


Бомбардировщик ДБ-3ф (Ил-4) из состава 2-й эскадрильи 53-го ДБАП. Июнь 1941 г.

[IMG
Спасибо сказали: Kites, pit79

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
28 мая 2015 09:05 #44931 от О.Морозов

О.Морозов пишет: Первые авиационные удары по скоплению германских войск советская авиация начала наносить уже на следующий день после захвата города, 27 июля 1941 г.. Для этого были привлечены силы 2-х полков ВВС РККА из состава С.-Западного фронта - 53-го и 200-го ДБАП (40-я Дальнебомбардировочная авиадивизия 1-го Дальнебомбардировочного корпуса).


О первых боях авиаторов 53-го ДБАП под Вильнюсом и Двинском в июне 1941 г. можно прочитать в книге ветерана войны А.И. Крылова "По приказу Ставки". на сайте "Военная литература".
Ссылка: militera.lib.ru/memo/russian/krylov_ai/01.html

Дальний бомбардировщик ДБ-3 одного из полков ВВС РККА. 1941 г.

[IMG
Спасибо сказали: Kites, pit79

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
28 мая 2015 11:15 #44942 от Kites
Олег, спасибо за интересный материал. А откуда такие колоритные боковики на ДБ-3?
Спасибо сказали: О.Морозов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
28 мая 2015 14:35 - 29 мая 2015 08:08 #44957 от О.Морозов

Kites пишет: Олег, спасибо за интересный материал. А откуда такие колоритные боковики на ДБ-3?


Слава, да всё из Сети...

Ну, а теперь ещё несколько авиаторов 53-го полка (53 ДБАП) не вернувшихся с заданий в р-не Двинска.

53-й дальнебомбардировочный авиационный полк ВВС РККА (самолёты ДБ-3А и ДБ-3ф).

АЛЕКСЕЕВ Владимир Леонидович. Лейтенант. Младший лётчик 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка (прибыл из 1-й Резервной авиационной бригады) ВВС РККА. Родился в 1916 году в г. Тирасполе, Молдавской ССР. В сентябре 1936 года призван на действительную военную службу. Член ВЛКСМ. Был женат.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (пропал без вести) в районе Двинска. 28 сентября 1941 года исключён из списков.

ВАСИЛЕНКО Евгений Михайлович. Младший лейтенант. Стрелок-радист 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1913 году в г. Ростове-на-Дону. Был женат.
27 июня 1941 года убит в воздушном бою при проведении воздушной разведки в районе Двинска (был в составе экипажа лейтенанта Белоусова). Похоронен в окрестностях Даугавпилса в 1941 году. 15 апреля 1942 года исключён из списков.

ИВАСЕНКО Пётр Фомич. Сержант сверхсрочной службы. Стрелок-радист 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка (прибыл из 1-й Резервной авиационной бригады) ВВС РККА. Родился в 1913 году в д. Благодатная, Урматенского р-на Павлоградского округа Казахской ССР.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Двинска (возможно в составе экипажа лейтенанта Алексеева).

МУЗЫКА Михаил Моисеевич. Младший сержант сверхсрочной службы. Стрелок-радист 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1915 году в с/с Медведевском, Староверовского р-на Харьковской обл.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (пропал без вести) в районе Двинска.

ТИМОХИН Борис Петрович. Сержант. Стрелок-бомбардир 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка (прибыл из 1-й Резервной авиационной бригады) ВВС РККА. Родился в 1916 году в г. Москва. Член ВЛКСМ с 1934 года. В феврале 1940 года призван на действительную военную службу в ВВС РККА.
27 июня 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Двинска (возможно в составе экипажа лейтенанта Алексеева). 5 февраля 1942 года исключён из списков.

53-й ДБАП наносил удары по войскам противника ещё и 30 июня 1941 г., когда в р-не Двинска действовала морская авиация КБФ. Но об этом позже... :)

Еще один ДБ-3. Многие самолёты, особенно бомбардировщики, ВВС РККА и флота к началу войны были в серебристой окраске.

[IMG
Спасибо сказали: Константин 43, katti-k

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: rogerlelikdunay
Работает на Kunena форум