- Сообщений: 71
- Спасибо получено: 132
Чат
- Ковалёв Сергей
- Не в сети
- ДВВАИУ`шнИК
Борис Дедолко пишет:
Вместе со своим замечательным «лайнером» номер 92 я получил и главную ценность истребителя Су-15ТМ, его культовый тотем – мерный спиртовой чайник ёмкостью пять и пять литра. Для тех, кто не в курсе. Перехватчик СУ-15ТМ был искренне, и горячо любим личным составом истребительной авиации ПВО не только за его выдающиеся боевые качества, красоту и надёжность. Этот самолёт, кроме всего перечисленного, обладал ещё таким магическим и бесценнейшим «ресурсом», как гидролизный (но, вполне себе питьевой!) спирт С2Н5ОН. Технический личный состав обожал изд.37 (самолёт СУ-15ТМ) и готов был служить на этой матчасти и в пустыне, и в вечной мерзлоте, и даже «у чёрта на куличках» - ведь стимул был очень и очень серьёзным и творил просто сказочные чудеса.
Боря, да ваша "султыга" во сравнении с нашей "массандрой" даже по объёму ( у нас 250 литров при расходе на разгон - 70 литров на час полёта) в долю не падает.
СУЛТЫГА:
Сухой
Угощает
Лётчиков
Техников
Ы
Граждан
Алкоголиков
МАССАНДРА:
Микоян
Артём
Славный
Сын
Армянского
Народа
Дарит
Радость
Авиаторам
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Борис Дедолко
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
- Сообщений: 676
- Спасибо получено: 775
Ковалёв Сергей пишет:
Боря, да ваша "султыга" во сравнении с нашей "массандрой" даже по объёму ( у нас 250 литров при расходе на разгон - 70 литров на час полёта) в долю не падает.
Серёж! Султыгу (5,5 л) я за три года службы не видел НИ РАЗУ! В систему заливали дисцилированную воду, а сэкономленный на этом спирт «дербанили» на «полковом» уровне. Но на Су-15ТМ ещё было 20 литров чистого спирта для охлаждения прицела! Техник самолёта за одни полёты «экономил» до десяти литров этого полезного и вкусного продукта!
Некоторые справочные данные
и мои аналитические-ироничные наблюдения об этиловом, гидролизном спирте -
(шмурдяк, ЧИФ, ШИЛО).
Слэнговое и святое для авиаторов (и моряков) слово «шило», обозначающее спирт, исторически связано с князем Голицыным и возникло более ста лет назад. Самые первые поставки технического спирта флоту и авиации осуществлялись спиртовым заводом князя Голицина, который находился в селе Аделино, Шиловского района. Естественно, по названию места производства продукта - Шиловский район, его стали называть «шиловский спирт». Дальше уже сработала наша славянская любовь к острому словцу, знание поговорок, оценка качества, остроты и крепости напитка - так спирт стал «шилом».
Впрочем, «шило» использовали не только по техническому предназначению, но чаще и для удовлетворения естественных внутренних потребностей - успокоения нервов и лечения «души». Как говорится, усугубляли его и в радости, и в горе, а иногда и просто так…
Надеюсь, Вы прекрасно понимаете мою иронию и даже некоторое издевательство над «псевдоценностью» ШИЛА, но «такие тогда были времена»…
Из Истребительной Авиации я ушёл через три года службы военпредом на завод и самый непостижимо-удивительный комментарий в след от моих коллег техников-самолётов был таким:
«Во, дурак, то! Там же спирта нет!»
Без комментариев…
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
- Сообщений: 4108
- Спасибо получено: 4501
Борис Дедолко пишет: ... Но на Су-15ТМ ещё было 20 литров чистого спирта для охлаждения прицела! Техник самолёта за одни полёты «экономил» до десяти литров этого полезного и вкусного продукта!
Боря, ты прав, на 25-м разведчике прицела не было, и тут (по ЧС) они "отдыхают" даже перед твоими Су-15ТМ.
Но на перехватчике, как известно, в спиртовой бак было положено 44 литра "чистого и вкусного"!
И это соблюдалось неукоснительно! Самолет полка ПВО на стоянке должен быть исправен, т.е. в том числе заправлен всеми техническими жидкостями. (Процент исправности самолетов полка не помню, в районе 90 %? Поправьте, кто помнит.)
Другой вопрос, что техник самолета к этому алко-минимаркету (44 литра спирта = 88 литров водки = 176 бутылок водки = почти 9 ящиков водки!! ) отношения не имел.
Прицел и его заправка - это была вотчина группы РЛО, это была их дойная корова (коровище! )
Понятно, что техник МиГ-25 "в сторонке" скромно не стоял.
Например, 4 литра ЧС в бачке антиобледенителя практически не трогали, сливая только при постановке самолета в ТЭЧ - потому как 140-150 литров "массандры" в баке по норме, при практически нулевом расходе этой самой "радости авиаторов" на "дозвуке", и при 4-5 вылетах за смену легко перекрывали эту самую РЛО-шную "корову".
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Борис Дедолко
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
- Сообщений: 676
- Спасибо получено: 775
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Ковалёв Сергей
- Не в сети
- ДВВАИУ`шнИК
- Сообщений: 71
- Спасибо получено: 132
«Парни!» ( обращаюсь,так как к нам обращался преподаватель по сопромату в ДВВАИУ Юрий Валентинович по кличке «Жёлтый»), вы и правы и неправы.
Конечно же МиГ-25П с его расходом неразведённой веселящей жидкости равных себе не имеет. По расходу СВС (спирто-водяной смеси 50:50) объёмы и расходы у разведчиков и перехватчиков одинаковы.
На МиГ-25РБ, в зависимости от типа оборудования («Сабля», «Куб» или «Вираж»+фото) объемы и расходы спирта были разными. Самым «спиртовым» (бак 40л) был МиГ-25РБ со станцией РЛР «Сабля». Вторым – МиГ-25РБ со станцией детальной РТР «Куб», которая сама была «сухой», но на этом типе стояла станция активных помех «Сирень», для охлаждения которой в первом(замкнутом) контуре использовался ПМС-10 (полиметилсилоксан), а внешний контур охлаждался спиртом, выбрасываемым после охлаждения в дренаж ( бак 25 л, расход 350 мл/мин). На МиГ-25 с о станцией общей РТР «Вираж» и фотоаппаратурой «шила» было и того меньше ( точно не помню).
Проблема была в том, чтобы договориться с лётчиком, т.е. чтобы он после полёта записал в ЖПС что-то типа: «Сирень – 20 минут». Это давало законное право при подготовке к повторному вылету вызвать «массандровоз» и дозаправить отдельный бак. Но если по плановой таблице был обычный полёт «в зону» или «по кругу», а не на «спецзадание» к советско-китайской границе, у зама по иас эскадрильи могли возникнуть вопросы. К тому же с лётчиком надо было делиться. Либо на послеполётной, либо на следующий день. Короче говоря, чистый спирт был определённым «геммором» для техника по СД на Миг-25РБ.
Зато с СВС проблем почти не было. При объеме бака 250 литров, норма заправки была 190-200 литров. Контроль по мерной линейке. В горизонтальном положении на стоянке влезало максимум 210 литров. Но была одна хитрость. После крайнего вылета, прежде чем заправлять самолёт топливом, надо было срочно вызвать «массандровоз» и заправить находящийся возле килей бак пока самолёт с выработанным топливом «сидит на жопе». После чего закрыть горловину бака СВС и начинать заправку топливом. В итоге от 30 до 40 литров «массандры» - чистый «доход». И себе, и людям.
Когда я попал в 193 ограп (Укурей) и рассказал, что будучи на войсковой стажировке в барановичском иап, видел, что там расход «массандры» был уменьшен с 70 литров на час полёта до 40 литров, мне бывалые забайкальцы сказали: «Да это же беспредел! Вешать надо этих козлов из ИАС за нарушение регламента эксплуатации! У нас всё как «книжка пишет»!».
Удивительно, но реально СВС расходовалась лишь при достижении самолётом М=1,5, но нигде в регламенте не было прописано что именно по этому параметру контролируется её расход. Шикарная лазейка, устраивающая всех!
О спиртовом бачке системы антиобледенения фонаря я не говорю. Она была одинакова на всех типах МиГ-25 ( объем 4,5 литра, расход: одно нажатие = 125 мл). Мы её не касались, а на предполётной фонарь просто протирали ветошью.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
- Сообщений: 4108
- Спасибо получено: 4501
Ковалёв Сергей пишет: Борису Дедолко и Алексею Беликову
Конечно же МиГ-25П с его расходом неразведённой веселящей жидкости равных себе не имеет...
Да, Сергей, с этим не поспоришь!
Не могу удержаться, чтобы не процитировать свой же отрывок на эту тему из книги "ДВВАИУ ЕСТЬ!" :
"Надо сказать, что всепогодный перехватчик МиГ-25, во всех своих модификациях, был в свое время «впереди планеты всей» не только по высотно-скоростным характеристикам, но и по наличию носимого запаса спирта и спирто-водяной смеси (СВС) на борту. Американцы по своей терминологии прозвали его «Foxbat», но на самом деле правильно было бы что-то типа "Flymarket" – «летающий гастроном». Штатная заправка – сто сорок литров СВС (речь о перехватчике, хотя в баки могло поместиться двести пятьдесят) – на охлаждение оборудования, генераторов и систему кондиционирования. Плюс сорок четыре литра ЧС на охлаждение прицела. Плюс «мелочевка» – четыре литра спирта в антиобледенителе фонаря и около четырех литров СВС в килях, для «радийных блоков». Я тут для интереса прикинул – одна заправка «двадцать пятого» – это двенадцать тысяч (!) американских «дринков". Вполне можно похмелить штатовский корпус морских пехотинцев..."
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.