- Сообщений: 3265
- Спасибо получено: 4183
Латвия
- Константин 43
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
Источник: ria.ru/analytics/20160331/1399406987.html
Михаил Демурин был очевидцем событий 90-х годов в Латвии, результатом которых стала закладка нового нефтеналивного порта в российском Приморске ровно 16 лет назад, 31 марта 2000 года, и крах транзитной монополии прибалтов.
Разговор об отношениях с нашими соседями на западе и юго-западе, вновь оказавшимися после 1991 года в положении лимитрофов в большинстве случаев выходит на фактор транзита через их территории российских экспортных грузов, прежде всего углеводородов.
Сегодня этот вопрос наиболее остро стоит применительно к газу в отношениях с Украиной. Далеко идущие последствия будет иметь то, как в итоге будет проложен южный маршрут поставок газа в Европу. На балтийском направлении внимание привлечено к строительству "Северного потока-2". Что же касается экспорта нефти и нефтепродуктов, то здесь Россия уверенно опирается на свои собственные портовые возможности в Финском заливе.
Так, однако, было не всегда, и в современном международном контексте уместно будет вспомнить, как была сломана монополия прибалтов, тогда ещё только будущих натовцев, на российский нефтяной транзит через Балтийское море.
Как затягивали строительство российских портов
По положению на середину 1990-х годов, четыре российских порта на Балтике — Калининград, Санкт-Петербург, Выборг и Высоцк – могли пропустить только четверть из того объёма экспортных грузов, который шёл в этом направлении. Общий дефицит портовых мощностей на Балтике составлял для России порядка 100 млн тонн, а прибалты зарабатывали на обслуживании российских транзитных грузов до 1 млрд американских долларов в год.
Особенно сильно транзитная монополия прибалтов ощущалась в транзите нефти, причем главенствующее положение здесь занимала Латвия, поскольку именно в латвийский порт Вентспилс был ещё в советское время проложен единственный в этом регионе трубопровод. В общей сложности через латвийские порты в тот период транспортировалось более 30 млн тонн нефти и нефтепродуктов ежегодно, и латыши твёрдо рассчитывали этот объём как минимум удвоить.
В апреле 1993 года было выпущено распоряжение Совета Министров Российской Федерации по вопросу о строительстве новых российских портов в Финском заливе, но оно так и осталось мёртвой бумагой. Чувствовалось, что работа в этом направлении намеренно тормозится. Не произошло особых изменений и после того, как в 1997 году стараниями сил, заинтересованных в укреплении транзитной независимости России, удалось инициировать соответствующий указ президента Ельцина и новое постановление правительства России.
Из контактов со сведущими людьми в Риге, где я в тот момент работал советником-посланником, то есть заместителем посла, стало ясно, что латвийские транзитчики предпринимают сверхусилия для того, чтобы эти документы также оказались в долгом ящике. Параллельно они сами и их доверенные люди в Москве активно работали в пользу принятия решения о строительстве второй нитки нефтепровода в направлении латвийского порта Вентспилс.
Один из латвийских олигархов в беседе с российским послом Александром Удальцовым тогда прямо заявил, что абсолютно уверен в успехе предпринимаемых им в России лоббистских усилий. Другими словами, что строительство Приморска будет отложено, а новый российский нефтепровод пойдёт не в направлении побережья Финского залива, а вновь на Полоцк и Вентспилс.
В МИДе в это время уже находился Евгений Примаков, советником президента по внешней политике был Сергей Приходько, выходец из Второго европейского департамента МИД, работавший в своё время под началом Удальцова. Эти сильные политические фигуры действовали в унисон, но читатель, думаю, понимает, что в те годы одного этого было недостаточно, чтобы лишь в силу аргумента о необходимости укрепления внешнеэкономической безопасности России лишить российских торговцев нефтью возможности направлять её по уже обкатанному маршруту и, не предпринимая особых усилий, наращивать его перевалочные возможности.
Ситуация была сложная. С одной стороны, нам было известно, что на российском нефтяном транзите через соответствующие латвийские фирмы "кормились" откровенно русофобские, антироссийские силы. С другой стороны, многие в России этого как бы не замечали.
Улучшение отношений на фоне дискриминации "неграждан"
В Москве была ещё сильна инерция внешней политики 1990-х годов. Её суть в отношениях с соседями, бывшими республиками СССР, сводилась к тому, что главной задачей является просто улучшение отношений с ними всеми возможными способами.
Заметьте, не защита наших интересов, не пресечение попыток работать против этих интересов, не создание стратегических рычагов влияний на их руководство и общественность и прочее, а просто "улучшение отношений". Мол, будут хорошими отношения, им не захочется их терять, а Запад нас за миролюбие и открытость похвалит.
Этот подход самым активным образом эксплуатировался и делегированными на переговоры с нами "умеренными" латвийскими политиками, настаивавшими на наращивании нами транзита и торгового сотрудничества в ответ на обещания, что бизнес якобы сможет повлиять на внутриполитический расклад и в будущем подход к России и русским станет более конструктивным.
Преодолеть эту логику было непросто, но в отношении Латвии она была тогда на некоторое время сломана, и помощниками в этом деле стали сами латыши.
Именно в 1997 – 1999 годах латвийские власти предприняли наиболее жёсткие меры по усилению дискриминации латвийской русской общины. Навязывание государственного языка национальным меньшинствам приобрело тотальный характер. Использование русского языка всё более ограничивалось. Началась практическая ликвидация русского образования.
Более широкий и изощрённый характер приобрело притеснение, особенно в области права на труд, так называемых неграждан, то есть людей, волюнтаристски лишённых гражданства в 1992 году.
В эти же годы был активизирован курс на ревизию содержания и итогов Второй мировой войны. Нагнетание ненависти к ветеранам Великой Отечественной войны и военной службы в СССР, вообще ко всем, кто в прошлом трудился на благо СССР, вылилось тогда даже в избиение полицией стариков, собравшихся весной 1998 года в Риге на демонстрацию в защиту своих прав.
"Отличилась" Рига в эти годы и во внешнеполитическом контексте. В 1997 году вместе со своими соседями Латвия с вызовом отклонила предложение России о предоставлении гарантий безопасности. Были сделаны и другие шаги в пику российской линии на сдерживание продвижения НАТО на восток.
Более значимым, однако, в контексте вопроса о транзите стало другое их решение: в 1999 году Латвия, Литва и Эстония в числе первых присоединились к нефтяному эмбарго ЕС в отношении Югославии, установленному в нарушение Устава ООН. Тем самым нам было показано, что впредь в критических ситуациях конечные пункты российского нефтеэкспорта через их территории будет выбирать ЕС, вернее – США, а не сама Россия.
Надо, однако, честно сказать, что все эти проявления откровенно враждебной России и русским политики могли и не переполнить тогда чашу терпения Москвы. Характерен в этом плане пример Эстонии, чьи лоббисты при схожей с Латвией внутренней и внешней политике действовали в Москве более удачно.
Именно поэтому, когда в 2006 году в центре Таллина был демонтирован монумент Воину-освободителю, осуществлена противоправная эксгумация останков солдат Красной армии, из уст эстонского премьера прозвучали оскорбления в их адрес, а демонстрация протеста наших соотечественников была жестоко разогнана, причём один из них убит, сразу отреагировать Москва не решилась.
Наш транзит через эстонские порты в тот год продолжил свой рост и составил 49,8 млн тонн грузов, а российский посол буквально через пару месяцев после этого события принял эстонскую правительственную награду.
В случае же с Латвией в конце 1990-х годов звёзды сошлись правильно: все выше перечисленные обстоятельства были соответствующим образом восприняты в Москве. Был, конечно, учтен и ещё один значимый фактор, который, как считали латыши по опыту 1990-х годов, учитываться в России не должен: то, что деньги за перевалку нефти в портах пойдут в российский бюджет, что эти капиталовложения будут создавать рабочие места в России, а не в стране-члене НАТО и ЕС.
"Вяжите носки и не бейтесь за транзит нефти"
Подготовка к созданию Балтийской трубопроводной системы была ускорена, и 31 марта 2000 года в основание этой стройки в ныне успешно действующем нефтеналивном порту Приморск был заложен памятный камень.
Объём перевалки нефти в нём – той нефти, на которую рассчитывали латыши, — стал расти в геометрической прогрессии, к 2007 году он составил 74 млн тонн, и это свело на нет все последующие лоббистские старания Риги и Вентспилса в пользу латвийского маршрута.
Возникшая в конце 1990-х динамика переориентации нашего транзита на свои порты дала себя знать и на эстонском направлении: в 2007 году начались, наконец, основные строительные работы в порту Усть-Луга, на который сегодня, после его ввода в эксплуатацию в 2012 году, выходит БТС-2 (пропускная способность в 2015 году — 50 млн тонн), а также значительная часть российского угольного транзита, проходившего ранее через Эстонию.
"Вяжите носки, производите трикотаж и не бейтесь за транзит нефти", — сказал после вступления в строй 1-й очереди проекта БТС-1 в интервью латвийской газете "Телеграф" вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев. Перспектива была им просчитана верно как с точки зрения расширения отечественных транзитных возможностей на Балтике, так и с точки зрения неспособности латышей оценить губительные для себя последствия проведения враждебной России политики.
В 2014 году в связи с присоединением прибалтов к введённым ЕС мерам экономического давления на нашу страну "Транснефть" и крупнейшие российские нефтяные компании решили окончательно перенаправить российскую нефть и нефтепродукты из портов Латвии, Литвы и Эстонии в отечественные порты.
Понятно, что в Латвии не только вяжут носки и производят трикотаж, да и транзит, в том числе российский, через её порты всё ещё идёт. И пусть себе идёт в той части, в которой это выгодно нашей стране.
А вот то, что натовская техника, которой сегодня нашпигована латвийская территория, дефилирует не вдоль второй ветки российского нефтепровода и что оплачивается её пребывание на латвийской территории не за счёт российского нефтетранзита, это очень хорошо. А мне, как участнику тех событий, это вдвойне приятно.
П.С. №21 газпопредоплате
Сегодня как раз общался со своим знакомым, уроженцем Вентспилса, давно работающим в сфере логистики. То, что происходит в Латвии, он охарактеризовал одним словом: "Ж..па!" Оставшиеся крохи транзита это - злая насмешка над былым изобилием. Лучше бы его совсем не стало, чем такой, как есть. По его словам, из 2,8 миллионов граждан Латвии, на постоянной основе проживают в стране чуть больше миллиона. Из-за сложностей сейчас он перебрался в Эстонию, где экономическая обстановка получше. Но, по его мнению, там уже начались трагические для экономики необратимые процессы распада, которые были в Латвии несколько лет назад.
И небольшая зарисовка. Несмотря на все усилия нациков по вымыванию русского языка, в его эстонской компании все эстонцы учат русский язык. Они, в отличии от политиков, понимают, что только российский рынок даст им обороты, необходимые для экономического роста.
Усть-Луга уже похоронила прибалтийские порты. Но если она забрала нефтепродукты и уголь, в основном, а также накатные грузы, то контейнерные перевозки через Муугу - последний и новейший из построенных в СССР портов, бывший Новоталлинский, - шли в достаточном объеме. Более того, эстонцы расширили свой контейнерный терминал. Но тут им пришел очередной прямой в голову: осенью получил лицензию и начал работать порт Бронка, ориентированный на контейнерные перевозки. Конечно, он разгрузит Большой порт СПб, но основной его конкурента, как раз, Мууга. Теперь у эстонцев другая идея: включить ближайшие к нам порты, в частности, Силламяэ и Кунду, в единую структуру с Усть-Лугой.
Я сочувствую нормальным трудягам в Прибалтике, но каждый баран сам должен носить свои рога.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- pit79
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1320
- Спасибо получено: 719
April 3rd, 20:02
В Латвии очередная "перемога" - из неё ушёл Лукойл - последняя нефтяная компания из России. Основание - НЕИНТЕРЕСНО... По этому поводу должна состояться бурная радость и многочисленные оргазмы правящей латышской элиты, которая уже 30 лет круглосуточно работает над тем, чтобы Латвия для русских стала НЕИНТЕРЕСНОЙ.
Сразу после независимости, подаренной русскими латышам в 1991м, первое же национально-ушибленное латышское правительство решило разгромить собственную промышленность. Основание для такого пещерного вандализма было простое, как мычание коровы - русские в основном работают на предприятиях, надо уничтожить предприятия, и тогда русским в Латвии станет НЕИНТЕРЕСНО.
Сказано-сделано. Где угрозами, где через искуственное завышение курса собственной валюты, где посредством налогового пресса, промышленность была уничтожена в рекордные сроки. У бывшего директора завода робототехники - Эрнеста Буйвида - целая книга плотным шрифтом - о количестве тупо разграбленного, разбитого, распиленного на металлом, взорванного, стоимость которого, с учетом потерянного дохода, по самым скромным подсчетам, превышает 50 000 000 000 долларов. Луддиты нервно курили в сторонке. Однако результат латышскую элиту не устроил - не всем русским в Латвии стало НЕИНТЕРЕСНО.
Тогда бы нанесен второй удар - на этот раз по банковской сфере и транзиту. Пересох нефтепровод "Новополоцк-Вентспилс", Понемногу остановились порты. Был вычищен от ненавистных русскоязычных резидентов банковской сектор, причем последний чистили так яростно, что спалили не только деньги вкладчиков, но миллиарды бюджетных и даже заемных средств. Но для "святого дела" денег не жалко. В клиентах латышских банков остались самые отмороженные. Остальные инвесторы и вкладчики, крутя пальцем у виска, отвалили в Эстонию, Словакию, Кипр, ГонКонг, пообещав, что не только сами, но и дети их в сторону Латвии даже не посмотрят.
И вот сегодня уходит Лукойл, который был, кажется, был последним из могикан. Остаются Роснефть (Итера) и Газпром (Латгазе), но они люди государевы - подневольные, к тому же у них миссия - ежегодно они закачивают из российского бюджета в карманы латышских националистов десятки миллионов долларов с фанатизмом, делающем честь любым сектантам. Ну да каждый борется со скукой по-своему, не о них сейчас речь. Речь о титульных бенифициарах, а точнее - об оригинальном кульбите, с которым пришлось столкнуться авторы проекта "Сделать русским НЕИНТЕРЕСНО"
Совершенно неожиданно, когда всё, что можно разгромить, было разгромлено, и осталось только пожинать национальные плоды, подсчитывая количество отъезжающих русскоязычных, случилось ужасное - первыми, обгоняя ненавистных "москалей", из Латвии ломанулись латыши. Ломанулись активно, квалифицированно, основательно - сразу семьями, то есть без всякого намёка на возможное возвращение.
На прошлой неделе родители одной из самых престижных латышских школ с ужасом обнаружили, что из выпускного класса НИ ОДИН ученик не собирается и дня оставаться на Родине. И причина такой массовой эвакуации, проста и вместе с тем - занятна - вы не поверите - ИМ НЕИНТЕРЕСНО...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- FOMA
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- никогда не сдавайся-предела НЕТ!
- Сообщений: 2090
- Спасибо получено: 2526
Год назад я сошел с ума и уехал навсегда в Прибалтику.
May 25th, 8:17
История одной эмиграции в Европу cо слов московского Евпропофила, московского ресторатора Артёма Дертева в рижском IMHOclub
Позавчера моему бару Vakara Ziņas исполнился бы год... В общем, пришла пора рассказать, с чего началась и чем закончилась история моей эмиграции в Латвию.
Год назад я сошел с ума и уехал навсегда в Прибалтику.
Связано это было напрямую с политической паранойей, которая охватила меня по-взрослому. Меня решительно перестало устраивать всё, что происходило в стране. Вдобавок жутко хотелось вдохнуть запах европейского бизнеса. Я положил в машину женщину, два чемодана и паспорт. Сделал шенгенскую визу на год и дал дёру.
Мы приехали в Ригу 14 февраля. Это было даже немного романтично, несмотря на то, что февральская Рига вызывает только одно желание: надеть мусорный пакет на голову, поставиться героином и умереть в углу советского панельного дома.
Рига была выбрана неслучайно: я знал, что хочу открыть бар, а моя прекрасная бывшая снималась там каждое лето в кино, так что тусовка вроде как проклевывалась и надежда на светлое будущее маячила на горизонте.
С порога Рига подкупает приезжих москвичей тотальной дешевизной, даже несмотря на курс евро. За 30 000 рублей мы сняли огромную двушку с панорамными окнами в пол. В подъезде был консьерж, кожаные диваны, мраморный пол, пальмы, тренажерный зал и сауна. Все удовольствия входили в тридцатку. Хочешь сауну — звонишь консьержу и он готовит ее для тебя. Во дворе жилого комплекса премиум-класса у нас было парковочное место, в подземном гараже был склад для велосипедов. Балкон был таких размеров, что с него по утрам взлетали «боинги».
На рынке на 1000 рублей можно было купить приблизительно всё и еще немного. Красная рыба, клубника по 50 рублей за пачку (зимой), сыры всех сортов, зелень всех расцветок. А когда я впервые начал просматривать каталоги сдаваемых коммерческих помещений, то долго не мог понять указывалась ли цена за день или за неделю.
Забегая вперед, хочется сказать, что помещение под бар мы сняли в особняке 18-го века. 100 метров в самом жирном центре старого города обошлись нам в 60 000 рублей в месяц. При этом цены на алкоголь в барах стоят как в Москве.
Первые же встреченные нами люди моментально жаловались, что в городе некуда ходить. Все основные клубы и бары зимой не работают вообще, так что я надел плащ супермена и решил вписаться в игру.
Если ты приезжаешь из Москвы, то 90% людей в Риге на тебя начинают смотреть как на пришельца с волшебной планеты. Дело в том, что Россия считает Латвию Европой, а Евросоюз считает Латвию придатком СССР, поэтому по факту стране не перепадает ниоткуда.
Убыль населения показывает космические результаты: в 2009 году население страны составляло 2,1 млн. человек, а в 2015 население не превышало 1,5 млн. Почти треть страны сбежала или померла, что на тот момент меня, молодого дурака, почему-то не заставило задуматься.
Куда деваются люди? Всё предельно просто. Паспорт гражданина Евросоюза дает возможность свалить в любую цивилизованную страну вроде Англии, жить и работать там без каких-либо разрешений. Люди в Латвии учатся в школе до 20 лет. У кого-то в 18 уже рождаются дети и школьники ходят на уроки уже со своими детьми.
Связано это вовсе не с невероятным качеством образования, а с вынужденным сокрытием безработицы. То есть для статистики Евросоюза люди с 18 до 20 лет как бы заняты делом и процент безработицы ниже. После 20 половина уезжает из страны сразу, половина остается учиться в университете. Учатся в университете люди по 6 лет. Тенденцию работать во время учебы в вузе я не заприметил (возможно, есть какие-то индивидуумы, но встречаются крайне редко).
Короче, в 26 лет из вуза выходит человек с опытом работы в 0 дней и приходит к тебе требовать зарплату в ультимативной форме. К слову, в прошлом году мне тоже было 26, но как-то мы существовали на разных ступенях восприятия. В Риге бармен может рассчитывать на зарплату около 3 евро в час. В Лондоне — 12 фунтов в час. Есть ли хоть один довод, чтобы оставаться в стране? Ни одного.
Правительство никак бешеные темпы эмиграции не пытается остановить: довольно удобно, что люди уезжают в другую страну, там зарабатывают, а деньги частично, но все же присылают в Латвию. Развивать никакой бизнес в стране не нужно — бабки, хоть и крохотные, пришлют так и так.
В связи с тем, что молодежь сваливает из страны самолетами, бастовать против неэффективной политики власти нет никакой силы. В стране все больше стариков, все меньше работоспособной аудитории. Кому идти на баррикады — непонятно. Улицы в холодное время года (то есть почти всегда) совершенно пустые, редкие прохожие знают друг друга в лицо. В Риге осталось 600 000 жителей.
Про правительство Латвии разговор отдельный.
В стране основная власть в руках премьер-министра. Есть еще номинальный президент, но никто не знает как его зовут. Единственная оппозиция в стране — мэр Риги Нил Ушаков. На мой взгляд, клевый политик, который безболезненно умудряется гонять за все команды сразу. Где нужно — фотографируется с танком НАТО, где нужно целует руки патриарху Кириллу. Троллит партию власти в хвост и в гриву, народ ликует после каждого его поста в фейсбуке. Троллит, к слову, по делу.
Единственная проблема, которую видит перед собой партия власти — засилие русского языка. Больше никаких врагов кашляющая на коленях страна не видит. Созданы специальные комиссии, которые контролируют, чтобы в меню всех кафе, например, латышский шрифт занимал 75% площади. Русский или английский претендуют только на 25% объема информации. Если пропорции нарушены, придет какая-нибудь Лайма или Ингрида и выпишет адский штраф.
При этом при всём открытой конфронтации между русскими и латышами нет. Просто русские считают, что в случае чего придет Великая Империя и даст по щам всем латышам. Но при этом далеко не все стремятся уехать в Москву. Очень часто можно видеть, что жена говорит на русском, а муж отвечает ей на латышском, потому что если с детства ты не знаешь русский, английский и латышский, то тебя с вероятностью в 90% не возьмут на работу даже официантом.
600 000 жителей поначалу не казались мне катастрофически маленькой цифрой. В конце концов, бар все равно не может вместить больше 100 человек. То есть нужно было найти 1000 постоянных гостей, которые стали бы костяком предприятия. В конце концов, в Риге тоже есть успешные бизнесмены (Паша, Дима, Эдгарс, Эмиль, Ксюша, привет!). Проходят какие-то клевые концерты, есть всякие «Рига фэшн вики» и так далее.
Единственное, что ты замечаешь по прошествии нескольких месяцев в Риге, так это то, что на совершенно всех фотографиях с мероприятий постоянно одни и те же условные 500 человек, которые эти мероприятия делают друг для друга. Короче, шоу Трумана в полном объеме.
Органы государственной власти по первой показались мне учтивыми. Прямо в здании мэрии мне рассказали куда подать какие документы, разложили все документы по цветным папочкам, чтобы я ничего не перепутал и дали все пароли и явки. Мы действительно довольно быстро зарегистрировали компанию.
Открытие счёта заняло существенно дольше времени, потому что невнятные сотрудники банка задавали 300 совершенно дурацких вопросов генеральному директору, потому что если ты хочешь открыть счет компании в банке, то не факт, что этого хочет банк (WTF, че за?). Короче, банк нужно уговорить, чтобы они приняли твои деньги, и не факт, что банк уговорится.
Генерального директора мы временно выбрали из числа знакомых. На него же временно решили оформить юридическое лицо. Парень никогда не работал в ресторанном бизнесе, но вроде жутко хотел учиться и даже предпринимал какие-то попытки почитать необходимую литературу.
В любом случае, думал я, будет под моим чутким наблюдением. Расчёт был на то, что когда мне дадут вид на жительство, мы без труда перепишем компанию на меня, а товарищ останется в компании в должности управляющего.
Мы долго искали помещение, потому что было из чего выбрать. Ремонт мы сделали за 21 день, потратив кучу денег на всякую неликвидную чушь вроде звукоизоляции потолка и литовского паркета. В тот момент мне казалось, что весь этот проект со мной навсегда, поэтому делал я всё на славу.
Тут стоит уточнить: дальнейший абзац пойдет только по отношению к тем людям, с которыми мы работали. У нас остались в Риге хорошие друзья, и они под эту гребенку не попадают.
Я не верю в понятие «менталитет», поэтому совершенно о нем не думал. Но в Латвии он есть. Как только латыш или коренной русский латыш видит слово «Москва», у него дергается рубильник «ГРАБЕЖ».
В Латвии все проекты закрываются так быстро, что для латышей / русских латышей уму непостижимо, что можно устроиться куда-то на работу, там сделать карьеру, получить прибавку к зарплате и тем самым развиться как профессионалу. Гораздо проще украсть здесь и сейчас, чем верить в какую-то мифическую прибавку.
Мы открывались под запах краски и горы мусора. Вы ни при каких обстоятельствах не заставите латышей остаться работать сверхурочно. Нет такой цены, которая остановит латыша перед походом к домашнему телевизору в семь вечера.
Целый день строители могут пинать из угла в угол, чем крайне бесили привезенного мной из Москвы технического директора Мишу Ниндзю. Дошло до того, что как только строители узнавали о грядущем приезде Ниндзи, они просто сбегали домой, потому что Ниндзя не мог понять умом как можно один электрический щиток собирать две недели и объяснял строителям на уральском, что он думает по поводу их безделья.
Короче, мы открылись как клевый полуфабрикат. Накануне в реанимацию попал генеральный директор, у которого на руках остались все коды от кассы и доступы к документам и лицензиям.
В день открытия в городе начался саммит, поэтому власти посчитали возможным перекрыть реально весь город. Матерясь, я тащил на себе два газовых баллона за 5 километров, мебель носили в руках все, кто мог.
Открытие длилось несколько дней. Мы привозили диджеев из Москвы, диджеев из Англии (дешевле, чем из Москвы получается) и музыкантов из Италии.
Немного напрягало то, как тяжело народ реагировал на все предлагаемые развлечения. То есть несмотря на всю крутость привозов, людей приходилось в буквальном смысле в ручном режиме уговаривать придти потусить. Считается, что должен пройти год, прежде чем местные прочухают, в чем ништяк.
И дело тут вовсе не в конкуренции. Для местных проще посидеть дома, чем куда-то выбраться. 70% времени на улице то дождь, то снег, поэтому создается уверенная привычка, что дома теплее, спокойнее и дешевле. Летом на улице изредка появляется солнце, а это вообще означает полный крах бизнеса, потому что все дружно валят на пляж в Юрмалу.
Несмотря на все мифы о здоровом европейском капитализме, первая проверка пришла в бар через неделю после открытия.
Друзья из бара «Под мухой» передали мне в подарок собственноручно сваренный кофейный биттер. Я поставил его в бар ПОД стойку. С улицы зашли обыкновенные полицейские, имеющие в стране фактически безграничную власть, и с порога накатали нам штраф в районе 1000 евро за бутылку, не имеющую акцизы. Все наши истории о барных традициях, о том, что бутылка не предназначена для продажи остались позади.
А затем мне отказали в виде на жительство.
Отказали по предельно простой причине: Департамент миграции запросил у меня 500 дополнительных документов, которые мой бесполезный местный адвокат кое-как все же собрал. Мы предоставили все бумажки день в день, а Департамент миграции эти бумажки просто потерял, предложив подать документы заново через аппеляцию.
Апелляция длилась 4 месяца. За это время за непробиваемую тупость от дел был отстранен наш генеральный директор. На его место мы позвали милого парня Райтиса, который взялся избавить нас от всех проблем.
В разгар одной из пятниц из бара уволился бар-менеджер, сообщив, что ему «не нравится, как к нему здесь относятся». Шеф-повар, к тому моменту успешно спавшая с генеральным директором, осталась от него «смотрящей». Бармены, зная, что не смогут без своего бар-менеджера больше найти работу никогда, свалили за ним в тот же вечер.
Хозяин охранного агентства, с которым мы заключили договор, начал ставить нам на вход сотрудников наркополиции, которые вместо своих обязанностей охранников, начали трясти наших же гостей. Это обосновывалось тем, что нам необходимо было заслужить перед полицией репутацию «места без проблем».
Я сидел в Москве и просто охреневал от происходящего. У меня закончились дни в туристической визе. Все попытки найти новый персонал на расстоянии, понятное дело, успехом не заканчивались.
В какой-то момент я решил взять границу штурмом. Таможенники то ли просчитались в моих днях, то ли реально там оставалась парочка свободных, и мы с аудитором из Москвы приехали решать гору навалившихся проблем.
В ночи мы выдернули из дома нового управляющего Райтиса, распечатали все расходы компании за прошедший сезон и начали задавать вопросы.
Выяснилось, что с карты компании всего за 1 месяц было списано около 6000 евро, которые тратились управляющим на казино, заправку машин друзей, такси и одежду. Жулик отвечал не моргая, что так всё и было. Бояться ему было нечего — по документам генеральным директором компании оставался тот самый тупица, который прекрасно понял, что с новым управляющим нужно просто войти в долю, а мы оставались просто туристами с закончившейся визой.
На предложение переписать компанию на нашего представителя, тупица выписал нам список требований и вынудил заплатить ему 3000 евро.
В сентябре мне отказали в виде на жительство повторно со следующей формулировкой: Управление по делам гражданства и миграции Латвийской Республики благодарит вас за открытие бизнеса на территории страны, но не считает необходимым присутствие собственника бизнеса на территории Латвии. Мол, спасибо, конечно, за всё, но управляйте из Москвы.
Так себе представляет нормальный бизнес латвийская власть.
Нас обвели вокруг пальца как лохов. Из всех возможных ошибок я допустил примерно все. Краткий курс MBA состоялся в моей жизни за 6 месяцев. В сентябре прошлого года бар «Вечерние новости», задуманный мной как место сбора всей рижской интеллигенции, прекратил свое существование по причине невозможности моего нахождения в Латвии. Мы потеряли кучу денег, я едва не схватил инфаркт, у меня появились седые волосы.
Через некоторое время от десятков москвичей, открывавших когда-либо бизнес в Латвии, мы услышали совершенно аналогичные истории об обшарпанном филиале Европы с имперскими амбициями и деревенским развитием.
Эта история научила нас целому ряду навыков. В Европе есть закон, но мы совершенно не понимаем правил игры. В России никакого закона нет, но каким-то чудом мы все, не сговариваясь, узнали, что превышение скорости стоит 1000 рублей в руки сотруднику, а пьянка за рулём 50 000. Об этом не написано ни в каких кодексах, но мы откуда-то это знаем все условия выживания и даже научились с ними работать.
Я на деле узнал, что такое правильная работа с документами. Перестал звать на работу просто симпатичных мне людей и всерьез задумался о таком слове, как «статистика».
И все же иногда я скучаю по той прекрасной колбасе, суши, маленькой кофейне, двум замечательным переехавшим москвичам, и одной симпатичной радиоведущей. Как бы паршиво не было от могильной тишины холодных рижских улиц.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Константин 43
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 3265
- Спасибо получено: 4183
pit79 пишет: Латвия стала неинтересной даже латышам
И вот сегодня уходит Лукойл, который был, кажется, был последним из могикан. Остаются Роснефть (Итера) и Газпром (Латгазе), но они люди государевы - подневольные, к тому же у них миссия - ежегодно они закачивают из российского бюджета в карманы латышских националистов десятки миллионов долларов с фанатизмом, делающем честь любым сектантам.
Газпром свою дочку в Эстонии уже продал.
Российский «Газпром» решил отказаться от своего присутствия на рынке Эстонии, также как чуть ранее это произошло с Литвой и Латвией.
Вот кратко про историю новой Прибалтики:
О Прибалтике завтра и экономическом похмелье после русской халявы
Роман Скоморохов topwar.ru/95216-o-pribaltike-zavtra-i-ek...russkoy-halyavy.html
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- FOMA
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- никогда не сдавайся-предела НЕТ!
- Сообщений: 2090
- Спасибо получено: 2526
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- kombat
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
- Сообщений: 1909
- Спасибо получено: 1743
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.