- Сообщений: 1909
- Спасибо получено: 1743
Дуэль Пушкина - кто виноват?
- kombat
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
16 окт 2019 23:29 #60084
от kombat
kombat ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
У подполковника неплохо получилось про самолёт.А всё остальное мне напоминает высказывания и рассуждения всем известного боксёра Кличко из Киева...
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- А_Кузубов
- Не в сети
- Ушедши
Взад
Больше
- Сообщений: 1062
- Спасибо получено: 916
17 окт 2019 07:56 #60086
от А_Кузубов
А_Кузубов ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Maikl
- Автор темы
- Не в сети
- ДВВАИУ`шникЪ
Взад
Больше
- Сообщений: 2323
- Спасибо получено: 1834
20 окт 2019 19:06 - 28 мая 2021 23:11 #60093
от Maikl
Maikl ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
Дуэль Пушкина - кто виноват?
Детективная история
Свидание Н. Пушкиной с Жоржем Дантесом на квартире Идалии Полетики.
Ида́лия Григо́рьевна Поле́тика (урожд. де Обертей; 1807 (или 1811) — 1889) — одна из активных фигур в стане светских врагов и гонителей А. С. Пушкина.
именно в доме у Идалии Полетики состоялось свидание Н.Пушкиной и Дантеса, по мнению некоторых исследователей, ставшее одной из причин дуэли.
История такова.
Пятьдесят лет после дуэли про свидание Н.Пушкиной с Жоржем Дантесом была тишина.
Первое сообщение о свидании
Зимой 1887 г. , спустя пятьдесят лет после дуэли, дочь Н.Гончаровой от второго брака с генералом П.Ланским, - А.П.Арапова, обратилась к своей тетке Александре Николаевне — единственной оставшейся в живых свидетельнице дуэльной истории — с просьбой рассказать обо всем, что она помнила. Арапова тогда уже начала собирать материалы и семейные воспоминания для задуманной ею книги. Густав Фризенгоф записал рассказ своей жены и отправил Араповой.
Густав Фризенгоф - муж сестры Натальи Гончаровой Александры Гончаровой
«… ваша мать получила однажды от г-жи Полетики приглашение посетить ее, и когда она прибыла туда, то застала там Геккерна вместо хозяйки дома; бросившись перед ней на колена, он заклинал ее о том же, что и его приемный отец в своем письме. Она сказала жене моей, что это свидание длилось только несколько минут, ибо, отказав немедленно, она тотчас же уехала».
письмо барона Фризенгофа датируется 14/26 марта 1887 г.
Второе сообщение о свидании
княгиня В. Вяземская
« …мадам Полетика, по настоянию Дантеса-Геккерна, пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому…
…когда она осталась с глазу на глаз с Дантесом, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться от его настояний; она ломала себе руки и стала говорить как можно громче. По счастью, ничего не подозревавшая дочь хозяйки дома явилась в комнату, гостья бросилась к ней."
Наталья Николаевна приехала к В.Вяземской однажды от Полетики «вся впопыхах и с негодованием рассказала, как ей удалось избегнуть настойчивого преследования Дантеса».
Рассказ Вяземской П. И. Бартенев опубликовал в 1888 г. Когда Бартенев записал рассказ Вяземской неизвестно.
Давайте смотреть эти короткие строчки. Откуда тянется ниточка.
Все, что происходило на квартире Идалии Политики сообщила Наташа Гончарова, княгине В.Вяземской и сестре Александре.
В рассказе В.Вяземской в руке Дантеса появился пистолет.
В рассказе Александры пистолета нет.
Дата свидания спустя пятьдесят лет не указана, и легендарные пушкинисты, Щеголев и Абрамович, разошлись в датировке, - 2 ноября 1836 или 22 января 1837. Датировку свидания в исследовании подполковника Владимира Блеклова надо уточнить.
Воспоминания А.Араповой, "Гончарова и Дантес. Семейные тайны" , сочинившей про свидание рассказ няни, после письма Фризенгофа, можно оставить для художественного чтения (мнение Щеголева, Яшина...)
e-libra.ru/read/494002-goncharova-i-dantes-semeynye-tayny.html
Чтобы не влезать за подполковником Блекловым в непроходимые дебри - кто, с кем, где, когда, почему, для чего ... можно задать простые вопросы.
Было ли это свидание Пушкиной с Дантесом, ТЕТ-а-ТЕТ? Например, А.Ахматова поставила само свидание под сомнение. Но тогда возникает вопрос, для чего врали Александра Гончарова и Вера Вяземская?
Могло ли это свидание закончиться тем, чем закончилось свидание Вронского с Анной Карениной, и Лев Толстой написал - Свершилось!
Ну и главный вопрос, для чего Наташа Гончарова пошла на свидание к Дантесу, естественно тайком от мужа, А.Пушкина?
Заговор против А.Пушкина
Был или нет?
Во главе заговора стоял царь, Николай I ?
Николай I
Вопросы?
1. А.Пушкина убил конный ординарец царя, Жорж Дантес. Не слишком ли открыто участвует царь в заговоре?
2. Имя Нарышкина в тексте пасквиля бросает тень на царя. Как руководитель заговора позволил такое допустить?
3. 23 ноября 1836 года состоялась аудиенция А.Пушкина у царя, причем вне расписания. Для чего руководитель заговора принимает жертву?
4. А.Пушкину правительством по согласованию с царем были выданы крупные кредиты
Особая канцелярия по кредитной части
_____________________________________
Вице-канцлер, от 3-го сего февраля, сообщил Министру финансов,
что состоящий в ведомстве вверенного ему Министерства в звании камер-юнкера
Александр Пушкин скончался 29 января.
О состоящих в долгу на умершем камер-юнкере Пушкине 43,333 руб. 33 коп.
[резолюция Николая I:] Исполнить; СПетербург 12-го февраля 1837 г.
Из дела видно:
1. По высочайшему указу от 16 марта 1834 г. дано в ссуду камер-юнкеру Пушкину
на напечатание написанного им сочинения под заглавием "История пугачевского бунта" - 20 тыс. руб.
на два года без процентов и без вычета в пользу увечных,
с тем чтобы он возвратил сию сумму в течение 2-х лет, по равным частям, по истечении каждого года.
Впоследствии долг сей, по высочайшему повелению от 30 сентября (12 октября) 1834 года,
был рассрочен на 4 года, начиная с 1836 года, без процентов.
По сей ссуде числятся в недоимке:
- неуплаченные в 1836 году 5,000 руб.
- и следующий к платежу, с 1837 по 1840 гг., остальной капитал 15,000 руб.
В данном по сей ссуде обязательстве сказано, что камер-юнкер Пушкин обязуется за себя и наследников своих
возвратить государственному казначейству сполна означенную ссуду.
2. По высочайшему указу от 16/18 августа 1835 г. выдано камер-юнкеру Пушкину
из государственного казначейства в ссуду 30,000 руб.,
с обращением в уплату сей суммы, отпускаемых ежегодно из государственного казначейства,
в Министерство иностранных дел на известное вашему императорскому величеству употребление 5 тыс. руб.,
каковая сумма выдавалась Пушкину.
В уплату сей последней суммы удержано 6,666 руб. 67 коп.,
а тем остается в долгу 23,333 руб.33 коп.
3. По обеим же вышеназванным ссудам состоит в долгу 43,333 руб. 33 коп.
Как в уплату долга 30,000 руб. обращены были производившиеся Пушкину вышеозначеннные 5,000 руб.,
отпуск каковой суммы по случаю смерти его должен быть прекращен,
то министр финансов полагал бы сей долг со счетов сложить,
а с прекращением производством помянутых 5,000 руб. сообщить вице-канцлеру.
Испрашивая на сие высочайшее вашего императорского величества повеления,
Министр финансов осмеливается присовокупить,
не благоугодно ли будет высочайше сложить и другой долг,
дабы не обращать взыскание оного к имению или пенсиону
Если против А.Пушкина был заговор, для чего ему дают гос. поддержку беспроцентными кредитами?
5. Нам придется включить в состав заговорщиков Наташу Гончарову.
Из писем А.Пушкина к жене
«Ты кругом виновата ‹…› кокетничаешь со всем дипломатическим корпусом».
«Смотри, женка! Того и гляди, избалуешься без меня, забудешь меня – искокетни-чаешься»…
«Не стращай меня, женка, не говори, что ты искокетничалась»…
«Не кокетничай с Соболевским»… «Не стращай меня ‹…› не кокетничай с царем, ни с женихом княжны Любы»…
«Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкою, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь."
«Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения».
«Кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности – не говорю уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему».
«Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не сотте il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос»
6. "Заговор" висел на волоске. Наташа Гончарова могла легко ликвидировать заговор, выполнив просьбы мужа. Могла сидеть дома и водить хороводы с детьми.
Детективная история
Свидание Н. Пушкиной с Жоржем Дантесом на квартире Идалии Полетики.
Ида́лия Григо́рьевна Поле́тика (урожд. де Обертей; 1807 (или 1811) — 1889) — одна из активных фигур в стане светских врагов и гонителей А. С. Пушкина.
именно в доме у Идалии Полетики состоялось свидание Н.Пушкиной и Дантеса, по мнению некоторых исследователей, ставшее одной из причин дуэли.
История такова.
Пятьдесят лет после дуэли про свидание Н.Пушкиной с Жоржем Дантесом была тишина.
Первое сообщение о свидании
Зимой 1887 г. , спустя пятьдесят лет после дуэли, дочь Н.Гончаровой от второго брака с генералом П.Ланским, - А.П.Арапова, обратилась к своей тетке Александре Николаевне — единственной оставшейся в живых свидетельнице дуэльной истории — с просьбой рассказать обо всем, что она помнила. Арапова тогда уже начала собирать материалы и семейные воспоминания для задуманной ею книги. Густав Фризенгоф записал рассказ своей жены и отправил Араповой.
Густав Фризенгоф - муж сестры Натальи Гончаровой Александры Гончаровой
«… ваша мать получила однажды от г-жи Полетики приглашение посетить ее, и когда она прибыла туда, то застала там Геккерна вместо хозяйки дома; бросившись перед ней на колена, он заклинал ее о том же, что и его приемный отец в своем письме. Она сказала жене моей, что это свидание длилось только несколько минут, ибо, отказав немедленно, она тотчас же уехала».
письмо барона Фризенгофа датируется 14/26 марта 1887 г.
Второе сообщение о свидании
княгиня В. Вяземская
« …мадам Полетика, по настоянию Дантеса-Геккерна, пригласила Пушкину к себе, а сама уехала из дому…
…когда она осталась с глазу на глаз с Дантесом, тот вынул пистолет и грозил застрелиться, если она не отдаст ему себя. Пушкина не знала, куда ей деваться от его настояний; она ломала себе руки и стала говорить как можно громче. По счастью, ничего не подозревавшая дочь хозяйки дома явилась в комнату, гостья бросилась к ней."
Наталья Николаевна приехала к В.Вяземской однажды от Полетики «вся впопыхах и с негодованием рассказала, как ей удалось избегнуть настойчивого преследования Дантеса».
Рассказ Вяземской П. И. Бартенев опубликовал в 1888 г. Когда Бартенев записал рассказ Вяземской неизвестно.
Давайте смотреть эти короткие строчки. Откуда тянется ниточка.
Все, что происходило на квартире Идалии Политики сообщила Наташа Гончарова, княгине В.Вяземской и сестре Александре.
В рассказе В.Вяземской в руке Дантеса появился пистолет.
В рассказе Александры пистолета нет.
Дата свидания спустя пятьдесят лет не указана, и легендарные пушкинисты, Щеголев и Абрамович, разошлись в датировке, - 2 ноября 1836 или 22 января 1837. Датировку свидания в исследовании подполковника Владимира Блеклова надо уточнить.
Воспоминания А.Араповой, "Гончарова и Дантес. Семейные тайны" , сочинившей про свидание рассказ няни, после письма Фризенгофа, можно оставить для художественного чтения (мнение Щеголева, Яшина...)
e-libra.ru/read/494002-goncharova-i-dantes-semeynye-tayny.html
Чтобы не влезать за подполковником Блекловым в непроходимые дебри - кто, с кем, где, когда, почему, для чего ... можно задать простые вопросы.
Было ли это свидание Пушкиной с Дантесом, ТЕТ-а-ТЕТ? Например, А.Ахматова поставила само свидание под сомнение. Но тогда возникает вопрос, для чего врали Александра Гончарова и Вера Вяземская?
Могло ли это свидание закончиться тем, чем закончилось свидание Вронского с Анной Карениной, и Лев Толстой написал - Свершилось!
Ну и главный вопрос, для чего Наташа Гончарова пошла на свидание к Дантесу, естественно тайком от мужа, А.Пушкина?
Заговор против А.Пушкина
Был или нет?
Во главе заговора стоял царь, Николай I ?
Николай I
Вопросы?
1. А.Пушкина убил конный ординарец царя, Жорж Дантес. Не слишком ли открыто участвует царь в заговоре?
2. Имя Нарышкина в тексте пасквиля бросает тень на царя. Как руководитель заговора позволил такое допустить?
3. 23 ноября 1836 года состоялась аудиенция А.Пушкина у царя, причем вне расписания. Для чего руководитель заговора принимает жертву?
4. А.Пушкину правительством по согласованию с царем были выданы крупные кредиты
Особая канцелярия по кредитной части
_____________________________________
Вице-канцлер, от 3-го сего февраля, сообщил Министру финансов,
что состоящий в ведомстве вверенного ему Министерства в звании камер-юнкера
Александр Пушкин скончался 29 января.
О состоящих в долгу на умершем камер-юнкере Пушкине 43,333 руб. 33 коп.
[резолюция Николая I:] Исполнить; СПетербург 12-го февраля 1837 г.
Из дела видно:
1. По высочайшему указу от 16 марта 1834 г. дано в ссуду камер-юнкеру Пушкину
на напечатание написанного им сочинения под заглавием "История пугачевского бунта" - 20 тыс. руб.
на два года без процентов и без вычета в пользу увечных,
с тем чтобы он возвратил сию сумму в течение 2-х лет, по равным частям, по истечении каждого года.
Впоследствии долг сей, по высочайшему повелению от 30 сентября (12 октября) 1834 года,
был рассрочен на 4 года, начиная с 1836 года, без процентов.
По сей ссуде числятся в недоимке:
- неуплаченные в 1836 году 5,000 руб.
- и следующий к платежу, с 1837 по 1840 гг., остальной капитал 15,000 руб.
В данном по сей ссуде обязательстве сказано, что камер-юнкер Пушкин обязуется за себя и наследников своих
возвратить государственному казначейству сполна означенную ссуду.
2. По высочайшему указу от 16/18 августа 1835 г. выдано камер-юнкеру Пушкину
из государственного казначейства в ссуду 30,000 руб.,
с обращением в уплату сей суммы, отпускаемых ежегодно из государственного казначейства,
в Министерство иностранных дел на известное вашему императорскому величеству употребление 5 тыс. руб.,
каковая сумма выдавалась Пушкину.
В уплату сей последней суммы удержано 6,666 руб. 67 коп.,
а тем остается в долгу 23,333 руб.33 коп.
3. По обеим же вышеназванным ссудам состоит в долгу 43,333 руб. 33 коп.
Как в уплату долга 30,000 руб. обращены были производившиеся Пушкину вышеозначеннные 5,000 руб.,
отпуск каковой суммы по случаю смерти его должен быть прекращен,
то министр финансов полагал бы сей долг со счетов сложить,
а с прекращением производством помянутых 5,000 руб. сообщить вице-канцлеру.
Испрашивая на сие высочайшее вашего императорского величества повеления,
Министр финансов осмеливается присовокупить,
не благоугодно ли будет высочайше сложить и другой долг,
дабы не обращать взыскание оного к имению или пенсиону
Если против А.Пушкина был заговор, для чего ему дают гос. поддержку беспроцентными кредитами?
5. Нам придется включить в состав заговорщиков Наташу Гончарову.
Из писем А.Пушкина к жене
«Ты кругом виновата ‹…› кокетничаешь со всем дипломатическим корпусом».
«Смотри, женка! Того и гляди, избалуешься без меня, забудешь меня – искокетни-чаешься»…
«Не стращай меня, женка, не говори, что ты искокетничалась»…
«Не кокетничай с Соболевским»… «Не стращай меня ‹…› не кокетничай с царем, ни с женихом княжны Любы»…
«Ты, кажется, не путем искокетничалась. Смотри: не даром кокетство не в моде и почитается признаком дурного тона. В нем толку мало. Ты радуешься, что за тобою, как за сучкою, бегают кобели, подняв хвост трубочкой и понюхивая тебе задницу; есть чему радоваться! Не только тебе, но и Парасковье Петровне легко за собою приучить бегать холостых шаромыжников; стоит разгласить, что-де я большая охотница. Вот вся тайна кокетства. Было бы корыто, а свиньи будут. К чему тебе принимать мужчин, которые за тобою ухаживают? не знаешь, на кого нападешь."
«Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведет; и хоть оно имеет свои приятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения».
«Кокетничать я тебе не мешаю, но требую от тебя холодности, благопристойности, важности – не говорю уже о беспорочности поведения, которое относится не к тону, а к чему-то уже важнейшему».
«Я не ревнив, да и знаю, что ты во все тяжкое не пустишься; но ты знаешь, как я не люблю все, что пахнет московской барышнею, все, что не сотте il faut, все, что vulgar… Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос»
6. "Заговор" висел на волоске. Наташа Гончарова могла легко ликвидировать заговор, выполнив просьбы мужа. Могла сидеть дома и водить хороводы с детьми.
Спасибо сказали: Kites
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Kites
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
Взад
Больше
- Сообщений: 737
- Спасибо получено: 1468
26 окт 2019 01:51 - 27 окт 2019 12:04 #60128
от Kites
Kites ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
Спасибо, Михаил, за подробный и очень интересный материал.
Прочел и работу нашего коллеги-авиатора. Задумался...
Про летную работу и профкачества -несколько притянуто, сам материал читается трудно, но так это даже не публицистика, а историческое исследование.
Радует, что и в наше время офицерский корпус интересуется не только традиционными для любого военного красками жизни, но и не чужд прекрасного.
Насчёт его конспирологической версии, дескать царь убрал неугодного и острого на язык поэта, думается, что автор ошибается. Не стал бы Государь опускаться до таких мелких интрижек, да и мало вероятно, что офицеры, как Дантес, так и Ланской стали бы разыгрывать такую партию ради материальной выгоды. Хочется думать, что дворянская честь и честь офицера не позволила бы играться чувствами и компрометировать даму ради денег или карьеры. Да и царь вряд-ли это для себя бы позволил.
Скорее сюжет в Евгении Онегине, когда Пушкину вернулись его шалости юности не раскаянием Онегина в 8 главе, а судьбою Ленского.
Как кавалер, добивающийся благоволения дамы, Дантес не мог отступить на полпути, Пушкин же не мог с этим смириться ни формально, ни внутренне, никак. Ланской стал бы помогать другу в его любви, но не в его низости.
Наталье же не хватило мудрости и силы разорвать даже платоничеcкую, но опасную связь, как Татьяне Лариной в романе.
В общем, все (почти) делали как должно, а получилось грустно. Почти как летом 1914 года. Никто не хотел войны, но избежать ее оказалось невозможно. Так и здесь с дуэлью. Выстрелил бы Дантес мимо, дуэль бы повторилась. Логика событий такова.
Сюжет для оперы или античной трагедии. Но имхо не конченый негодяй из-за своей патологичной злобности убил "наше все" русской поэзии.
По житейски все и проще, и сложнее.
Ещё раз спасибо, Майкл. Зацепило
Прочел и работу нашего коллеги-авиатора. Задумался...
Про летную работу и профкачества -несколько притянуто, сам материал читается трудно, но так это даже не публицистика, а историческое исследование.
Радует, что и в наше время офицерский корпус интересуется не только традиционными для любого военного красками жизни, но и не чужд прекрасного.
Насчёт его конспирологической версии, дескать царь убрал неугодного и острого на язык поэта, думается, что автор ошибается. Не стал бы Государь опускаться до таких мелких интрижек, да и мало вероятно, что офицеры, как Дантес, так и Ланской стали бы разыгрывать такую партию ради материальной выгоды. Хочется думать, что дворянская честь и честь офицера не позволила бы играться чувствами и компрометировать даму ради денег или карьеры. Да и царь вряд-ли это для себя бы позволил.
Скорее сюжет в Евгении Онегине, когда Пушкину вернулись его шалости юности не раскаянием Онегина в 8 главе, а судьбою Ленского.
Как кавалер, добивающийся благоволения дамы, Дантес не мог отступить на полпути, Пушкин же не мог с этим смириться ни формально, ни внутренне, никак. Ланской стал бы помогать другу в его любви, но не в его низости.
Наталье же не хватило мудрости и силы разорвать даже платоничеcкую, но опасную связь, как Татьяне Лариной в романе.
В общем, все (почти) делали как должно, а получилось грустно. Почти как летом 1914 года. Никто не хотел войны, но избежать ее оказалось невозможно. Так и здесь с дуэлью. Выстрелил бы Дантес мимо, дуэль бы повторилась. Логика событий такова.
Сюжет для оперы или античной трагедии. Но имхо не конченый негодяй из-за своей патологичной злобности убил "наше все" русской поэзии.
По житейски все и проще, и сложнее.
Ещё раз спасибо, Майкл. Зацепило
Спасибо сказали: Maikl
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- lelik
- Не в сети
- Модератор
Взад
Больше
- Сообщений: 4103
- Спасибо получено: 4491
26 окт 2019 22:13 #60129
от lelik
А не соглашусь!
И вообще лично мне эти новомодные обеления Дантеса не по нраву.
Читайте классиков и современников Пушкина, и не надо будет натягивать сову на глобус.\
Или забыли слова другого великого русского поэта?
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
lelik ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
Kites пишет: ... Но имхо не негодяй из-за своей злобности убил "наше все" русской поэзии.
По житейски все и проще, и сложнее.
А не соглашусь!
И вообще лично мне эти новомодные обеления Дантеса не по нраву.
Читайте классиков и современников Пушкина, и не надо будет натягивать сову на глобус.\
Или забыли слова другого великого русского поэта?
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно.
В руке не дрогнул пистолет,
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет, завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Спасибо сказали: Kites, Maikl
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Kites
- Не в сети
- ДВВАИУ`шник!
Взад
Больше
- Сообщений: 737
- Спасибо получено: 1468
27 окт 2019 08:13 - 27 окт 2019 12:08 #60130
от Kites
Kites ответил в теме Дуэль Пушкина - кто виноват?
Сильно !
С живой болью утраты и смертельным негодованием написано.
Михаил Юрьевич знал, что писал.
Но и он был таким же и сам дрался на дуэли, потому что НЕ МОГ иначе.
И характеристика орудия убийства -Дантеса, данная им, справедлива.
И те, кто стоял за интригой - тоже.
Но обвинения там Государя нет, а высший свет только этим - интригами и занимался, это его лекарство от скуки и образ жизни.
Никто никого здесь не обеляет и не очерняет. Так было устроено общество.
И Пушкин, и Дантес, и Лермонтов к нему принадлежали и нарушить его законы не могли.
Наличие и размер таланта не являлось индульгенций от формального исполнения законов чести, хоть они и противоречили государственным и уголовным законам того времени.
Такие были правила игры. И все участвующие им следовали.
Да, высший свет - потомки подлостью прославленных отцов - всегда были такими и занимались этим по СВОЕЙ ВОЛЕ, а не по заказу.свыше.
Так и сейчас также. Не думаю, что лично Путин убрал чужими руками "их все" Немцова,, или по его личному приказу посадили ЗА ТАЛАНТ Серебрянникова. Хрень.
Оппозиция всегда власти фрондирует и вешает на нее даже то, что она не делала, а также ВСЕГДА защищает своих.
После "Золотого петушка " Пушкин был в этих кругах заметен, но, однако, ни место, ни государственный чин, хоть и мальчишеский, не утратил.
Мой пост в том, что вряд-ли за этими событиями стоял Николай 1, как пишет подполковник.
А законы чести и тогда, и ранее не запрещали куртуазных романов, они четко прописывали что нужно делать в таком случае.. Аристократия, голубая кровь. Что можно Юпитеру, нельзя быку.
Указ царя о наказании виновных в поединке, как участников, так и их представителей, а также выдворение из страны Дантеса и его секунданта, как-то противоречит тезе о гонораре за заказное убийство или "благодарности" заказчика. И факт, что император не захотел с ним говорить, как с послом Наполеона 3, а только как с осужденным, но помилованным офицером гвардии и только, что провалило его миссию, не похоже на заинтересованность высшей власти в устранении строптивого поэта. Скорее обратное : неравнодушие к нему и его таланту и сожаление о ранней смерти. Так что здесь не "слово и дело", а частные разборки. Иными словами, не политзаказ, а бытовуха.
Ирония судьбы в том, что сам Пушкин особой щепетильностью в этом женском вопросе в молодости не отличался, множество его любовной лирики здесь подтверждение, но, став взрослее и превратившись в того, кого ранее всерьез не принимал, вынужден был реагировать не по своему желанию, но по общественному закону. Бумеранг вернулся.
Как и Лермонтову, мне тоже чертовски жаль, что в 37 лет его талант оборвался, хотя мог бы радовать современников десятилетиями, и нас, потомков, тоже. Но уж так вышло.
Исходя из понимания взрослой жизни, связанной с отношениями между мужчиной и женщиной, любовной страсти и пресловутого треугольника, повторюсь никто тогда в тех условиях ничего изменить не мог, не взирая на наличие таланта в одной голове, или якобы отсутствие мозгов в другой (это отсутствие не позволило бы Дантесу сделать блестящую политическую карьеру, которую он сделал во Франции)
Это не отменяет того факта, что его рукой убит гений. Сольери ведь тоже не был людоедом,
Наличие ума и даже гениальности не связано напрямую с моралью.
(Сейчас, так это просто очевидно, почитайте "Культуру времен апокалипсиса" Адама Парфея. Идиотов там нет, аморальные все.) Но ведь и не в пьяной драке зарезал, и не выстрелом из-за угла, и не безоружного.
На дуэли, при свидетелях, будучи раненым сам, выполнив все приличия и требования дуэльного кодекса.
И даже ругаемая Натали -тоже жертва фатума, т.к. блистать в обществе составляло весь смысл её существования. Пушкин это понимал, но изменить ничего не мог. При таких условиях дуэль с Дантесом, или иным кем-то была только вопросом времени.
Почему же поэт выбрал в качестве жены не Татьяну, а Ольгу Ларину? Так ведь сам написал, что"любви все возрасты покорны..."
Увы, фактически Высший суд сначала состоялся над поэтом, а не над его убийцей.
Как бы это прискорбно не было.
И мне, как и Алексею, как и Михаилу Юрьевичу очень жаль Александра Сергеевича.
Майкл попытался разобраться в конкретике, я, благодаря ему, тоже. Рациональное понимание ситуации, как видится, изложил, там не все так черно, как нас в школе учили. Но чувство утраты и любовь к творчеству гения от этого меньше не стали.
Может даже больше, так как намного более жалко не случайного прохожего, погибшего от несчастного случая, а человека прекрасно понимающего причины и последствия ситуации, но, несмотря ни на что не изменяющего себе, следующего своим путём до конца, отстаивая свои убеждения и защищая свою честь.
Что-то Ремарковское здесь сквозит, от чего становится ещё больнее, но и светлее тоже.
Ответ закончил.
С живой болью утраты и смертельным негодованием написано.
Михаил Юрьевич знал, что писал.
Но и он был таким же и сам дрался на дуэли, потому что НЕ МОГ иначе.
И характеристика орудия убийства -Дантеса, данная им, справедлива.
И те, кто стоял за интригой - тоже.
Но обвинения там Государя нет, а высший свет только этим - интригами и занимался, это его лекарство от скуки и образ жизни.
Никто никого здесь не обеляет и не очерняет. Так было устроено общество.
И Пушкин, и Дантес, и Лермонтов к нему принадлежали и нарушить его законы не могли.
Наличие и размер таланта не являлось индульгенций от формального исполнения законов чести, хоть они и противоречили государственным и уголовным законам того времени.
Такие были правила игры. И все участвующие им следовали.
Да, высший свет - потомки подлостью прославленных отцов - всегда были такими и занимались этим по СВОЕЙ ВОЛЕ, а не по заказу.свыше.
Так и сейчас также. Не думаю, что лично Путин убрал чужими руками "их все" Немцова,, или по его личному приказу посадили ЗА ТАЛАНТ Серебрянникова. Хрень.
Оппозиция всегда власти фрондирует и вешает на нее даже то, что она не делала, а также ВСЕГДА защищает своих.
После "Золотого петушка " Пушкин был в этих кругах заметен, но, однако, ни место, ни государственный чин, хоть и мальчишеский, не утратил.
Мой пост в том, что вряд-ли за этими событиями стоял Николай 1, как пишет подполковник.
А законы чести и тогда, и ранее не запрещали куртуазных романов, они четко прописывали что нужно делать в таком случае.. Аристократия, голубая кровь. Что можно Юпитеру, нельзя быку.
Указ царя о наказании виновных в поединке, как участников, так и их представителей, а также выдворение из страны Дантеса и его секунданта, как-то противоречит тезе о гонораре за заказное убийство или "благодарности" заказчика. И факт, что император не захотел с ним говорить, как с послом Наполеона 3, а только как с осужденным, но помилованным офицером гвардии и только, что провалило его миссию, не похоже на заинтересованность высшей власти в устранении строптивого поэта. Скорее обратное : неравнодушие к нему и его таланту и сожаление о ранней смерти. Так что здесь не "слово и дело", а частные разборки. Иными словами, не политзаказ, а бытовуха.
Ирония судьбы в том, что сам Пушкин особой щепетильностью в этом женском вопросе в молодости не отличался, множество его любовной лирики здесь подтверждение, но, став взрослее и превратившись в того, кого ранее всерьез не принимал, вынужден был реагировать не по своему желанию, но по общественному закону. Бумеранг вернулся.
Как и Лермонтову, мне тоже чертовски жаль, что в 37 лет его талант оборвался, хотя мог бы радовать современников десятилетиями, и нас, потомков, тоже. Но уж так вышло.
Исходя из понимания взрослой жизни, связанной с отношениями между мужчиной и женщиной, любовной страсти и пресловутого треугольника, повторюсь никто тогда в тех условиях ничего изменить не мог, не взирая на наличие таланта в одной голове, или якобы отсутствие мозгов в другой (это отсутствие не позволило бы Дантесу сделать блестящую политическую карьеру, которую он сделал во Франции)
Это не отменяет того факта, что его рукой убит гений. Сольери ведь тоже не был людоедом,
Наличие ума и даже гениальности не связано напрямую с моралью.
(Сейчас, так это просто очевидно, почитайте "Культуру времен апокалипсиса" Адама Парфея. Идиотов там нет, аморальные все.) Но ведь и не в пьяной драке зарезал, и не выстрелом из-за угла, и не безоружного.
На дуэли, при свидетелях, будучи раненым сам, выполнив все приличия и требования дуэльного кодекса.
И даже ругаемая Натали -тоже жертва фатума, т.к. блистать в обществе составляло весь смысл её существования. Пушкин это понимал, но изменить ничего не мог. При таких условиях дуэль с Дантесом, или иным кем-то была только вопросом времени.
Почему же поэт выбрал в качестве жены не Татьяну, а Ольгу Ларину? Так ведь сам написал, что"любви все возрасты покорны..."
Увы, фактически Высший суд сначала состоялся над поэтом, а не над его убийцей.
Как бы это прискорбно не было.
И мне, как и Алексею, как и Михаилу Юрьевичу очень жаль Александра Сергеевича.
Майкл попытался разобраться в конкретике, я, благодаря ему, тоже. Рациональное понимание ситуации, как видится, изложил, там не все так черно, как нас в школе учили. Но чувство утраты и любовь к творчеству гения от этого меньше не стали.
Может даже больше, так как намного более жалко не случайного прохожего, погибшего от несчастного случая, а человека прекрасно понимающего причины и последствия ситуации, но, несмотря ни на что не изменяющего себе, следующего своим путём до конца, отстаивая свои убеждения и защищая свою честь.
Что-то Ремарковское здесь сквозит, от чего становится ещё больнее, но и светлее тоже.
Ответ закончил.
Спасибо сказали: lelik, О.Морозов, Maikl
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Модераторы: roger, lelik, dunay