Знак ДВВАИУ

Моя фамилия майор Громов.

Даугавпилсское Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище

взгляд изнутри

Из истории авиации

Больше
08 мая 2013 08:43 - 08 мая 2013 08:55 #31512 от Maks-69
Maks-69 ответил в теме Из истории авиации

stepanovich пишет: Мне кажется разговор ведется о МиГ-25 как о "гастрономе",...А антиобледенительная система на наших истребителях времен ВОВ была?


Безусловно. Именно так. Комментируется ведь приказ о выдаче водки. Явная обидность его в том, что после многих часов, проведенных техническим составом в мороз, снег, дождь, слякоть и пр. на подготовке, а особенно на ремонте и восстановлении матчасти, когда она, понятное дело, не летала, им говорили: "Спасибо, ребята, погрейтесь кипяточком (заварки нет), и в люльку". Завтра, а может быть, через неделю (кто знает, сколько продлится ремонт, запчастей нет, и т.д.) дядя Вася самолёт облетает, потом когда-нибудь он пойдёт на боевой вылет, а тогда уж, так и быть, получишь свои фронтовые 50 капель (что в предлагаемой ситуации звучит издевательски).

Устройством антиобледенительной системы истребителей тех лет теперь тоже заинтересовался. Лет 15 назад в Монинском музее залезал в истребитель И.Н.Кожедуба, но посмотреть на наличие характерных трубочек не догадался. Однако! В первые годы после училища у нас в Рогачёво ещё летали Ми-4 (60 литров антиоблединительной жидкости) и Ли-2 (90 ! литров). Это навевает мысли, что, может быть, всё было не так уж и плохо. Вместе с тем, в литературе, в том числе мемуарной, эти догадки никакого подтверждения не находят.

А целей для МиГ-25 тогда, конечно, не было даже гипотетически, может быть если в самом конце войны по Фау (но кто бы наводил?), а так...(вспомните, как работали истребители по Русту).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
08 мая 2013 10:11 - 09 мая 2013 16:47 #31514 от stepanovich
stepanovich ответил в теме Из истории авиации
Я, ведя ветку "Из истории авиации", писал о первом применении СВС для целей антибледенения. Постараюсь найти и ещё раз ознакомить.Вот только скоро не обещаю-еду в Архангельск.
Еду через Двинск, Витебск, Москву, Вологду, Ярославль.
Попутно перевожу холодильник, так что если кто тёще хочет что-либо передать-пожалуйста. (Единственно, сохранность сала не гарантирую! :nono: :whistle: )

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
09 мая 2013 01:04 - 09 мая 2013 01:06 #31518 от lelik
lelik ответил в теме Из истории авиации

Maks-69 пишет:

stepanovich пишет: Мне кажется разговор ведется о МиГ-25 как о "гастрономе",...А антиобледенительная система на наших истребителях времен ВОВ была?


Безусловно. Именно так. Комментируется ведь приказ о выдаче водки.


Действительно, извини, Максим, это я протупил слегка - не в ту сторону мысль затейливо вильнула... :dntknw: :lol:
Но мне кажется, не все было так плохо у тех.состава в плане употребления горячительных напитков - для сугреву, расслабления после работы и т.п. Вспомним хотя бы знаменитый "ликер шасси" из "Хроники пикирующего бомбардировщика". Были у них свои возможности, окромя пресловутых 50 грамм за боевую работу... :unsure:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 мая 2013 21:13 - 12 мая 2013 03:22 #31557 от Maikl
Maikl ответил в теме Из истории авиации
Первые дни войны (22 июня 1941 года)

А.Гуляс







22 июня 1941 г. навсегда останется в нашей памяти днем величайшей трагедии. Тяжелейший урон понесла советская авиация. Отечественные историки оценивают потери за эти сутки на подвергшихся внезапному удару 66-й приграничных аэродромах в 800 машин, а общие потери авиатехники 1160 самолетов. Однако в условиях хаоса, неразберихи и откровенного головотяпства советские летчики сумели достойно встретить противника. По некоторым данным, в воздушных схватках, развернувшихся от Балтики до Черного моря, они сбили за день 244 вражеских самолета.

Даже по истечении 50 лет подлинные причины трагедии июня 1941 г. все еще остаются покрытыми мраком. До сих пор нет единого мнения о масштабах наших потерь. Читатель уже знаком с подсчетами В. бабкина и П.Кирсанова. Несмотря на то, что приведенное ими количество побед наших пилотов в воздухе не выдерживает критики - общие потери дня можно принять за основу.

Итак, ВВС Западного особого округа потеряли 738 самолетов, Киевского -301, Прибалтийского - 56 и Одесского - 47 ( по другим данным 23 или 30). Итого общие потери составляют 1142 самолета без учета 32, поврежденных на аэродромах в Прибалтике. По В.Бабкину потери наших ВВС составили 1160 самолетов (также встречается цифра в 1200 машин). Из них около 800 было уничтожено на земле, более 300 сбито в воздухе. Весьма любопытно сопоставить приведенные данные с цифрами, появлявшимися в западных публикациях, базирующихся на документах "люфтваффе". Они оценивают наши суммарные потери в 1489 самолетов, включая 322 сбитых в воздушных боях и зенитной артиллерией. Весьма примечательно, что потери в воздухе, заявленные обеими сторонами, практически совпадают. Количество наших машин, уничтоженных на земле, несколько отличается. Здесь, очевидно, правы обе стороны. Советская учитывает только уничтоженные боевые самолеты, исключая из их числа учебные машины, тогда как германская статистика зафиксировала как уничтоженные, так и поврежденные, включая учебные самолеты и макеты.

Но даже после столь больших потерь ВВС Красной Армии вовсе не утратили количественное превосходство над противником! Только в западных округах у нас все еще оставалось более 8000 самолетов против 4500 немецких и румынских. Преимущество весьма солидное Если сравнивать только истребители, то наш перевес еще более ощутим. Да, основная масса наших машин уступала по своим характеристикам самолетам противника - об этом много написано. Но как бы не критиковали наши "чайки" и "ишаки", именно на них были достигнуты рекорды результативности! Бесспорно, уступая противнику в скорости, наши "ветераны" имели и свои положительные качества. И-16 типов 17 и 27 по тому времени были вооружены что называется "до зубов', имея 2 пушки и 2 пулемета. "Чайки", вооруженные крупнокалиберными БС, так же были грозным соперником. Так что принижать значение наших устаревших на то время самолетов и не учитывать их при подсчете баланса сил -значит грешить перед истиной.

Причины нашего поражения вовсе не в малом количестве и плохом качестве техники, а в неумении ее использовать. При грамотной и эффективной постановке дела советские ВВС были вполне способны не только на равных противостоять агрессору, но и нанести ему сокрушительное поражение В воздушных боях 22 июня немецкие ВВС, несмотря на внезапность нападения, потеряли до 300 самолетов и еще около 50 были сбиты средствами наземной ПВО. Так что потери противника в воздухе если и не превзошли наши, то были никак не ниже.

Основная причина наших поражений видится в тактическом и стратегическом неумении командиров уровня дивизии, корпуса и выше эффективно использовать наличные силы. Распределение авиации между армиями и округами, равномерное распыление частей вдоль границы лишило ее способности к маневру, а командование к -концентрации сил. В итоге, уступая количественно, "люфтваффе" завоевали превосходство в воздухе в полосе своих главных ударов. На более низком уровне отсутствие какой-либо продуманной тактики противодействия агрессору поставило наши истребители в крайне невыгодные рамки оборонительных боев, подчинив их воле противника. ВВС в целом превратились из самостоятельного рода войск в придаток пехоте. Эти глобальные промахи, которые не могли перекрыть ни мастерство опытных пилотов, ни массовый героизм остальных, и предопределили характер войны в воздухе на долгие месяцы, вплоть до Сталинграда и Кубани.



Латышская эскадрилья

Михаил Жирохов


16 июня 1940 года советское правительство предъявило ультиматум правительству независимой Латвийской республики. На следующий день советские войска без боя оккупировали Латвию.

После аннексии вооруженные силы были распущены, а большое количество военных было включено в состав 24-го Территориального Корпуса, в составе которого была и эскадрилья, дислоцированная в Гульбене.


Основой этих авиасил послужила 6-я разведывательная эскадрилья латышских ВВС, вооруженная Stampe & Vertongen SV5. Примерно 50% летного и технического состава подразделения составляли ранее служившие здесь латыши.

На вооружении состояли девять SV5 (одна такая машина была разбита капралом Морканом в аварии 4 июня) и один KOD-1, использующийся в качестве учебной машины.


Латышскую эскадрилью возглавлял капитан Bernhards Pukse, но русские поставили во главе подполковника Z.Jere (причем его заместителем, а фактически командиром был русский капитан Ерошников). Большинству офицеров после собеседования оставили старые звания.


Штаб эскадрильи находился в 2 км от аэродрома. В состав эскадрильи входили такие летчики как J.Aboltins, T.Aleksandrs, J.Alksnis, O.Austrums, A.Balodis, A.Batkovskis, Z.Beikmanis, V.Blumbergs, T.Brakeris, K.Bungss, O.Dzervitis, F.Ellins, K.Ercums, L.Grave, Irbe, K.Jandavs, M.Jankevics, Z.Jere, E.Jekabsons, A.Kadikis, K.Kalnins, K.Kleins, K.Krastins, V.Krastins, E.Kronis, Lejnieks, V.Malins, R.Mazlazdins, S.Milgravis, V.Munters, E.Nolbergs, Ozols, O.Pukse, A.Ruks, A.Salmins, N.Salna, F.Sprogis, N.Strukovs, A.Tirulis, A.Tomass, Viksne, A.Zalitis, E.Zalitis, J.Zarins.

Правда стоит отметить, что этот состав был непостоянный - кого то забирали в Сибирь, кто то уходил в леса.

Полеты были большой редкостью - часть самолетов вообще никогда не поднималась в воздух. Советское командование не доверяло пилотам и поэтому в баки заливалось крайне ограниченное количество горючего. Да и летчикам предписывалось выполнять полеты на расстоянии видимости от аэродрома. А зимой 1940-41 гг полеты вообще прекратились, а летчиков посадили за теорию.

1 мая 1941 года эскадрилья в полном составе участвовала в полетах в честь празднования Первомая.

14 июня 1941 года весь личный состав эскадрильи был собран на аэродроме. Тут было объявлено, что за антисоветскую деятельность арестовываются 8 летчиков и отправляются в Сибирь. Кроме того, все остальные тоже объявлялись неблагонадежными. Из арестованных в тот день Йерге, Ауструмш и Залитиш были растстреляны, Мюнтерш и Кадикиш умерли от болезней в лагерях. А судьба Яниса Заринша неизвестна до сих пор. Только двое смогли вернуться на родину после смерти Сталина.


22 июня немецкие войска атаковали СССР. Большинство латышей восприняло это как освобождение от советского ига. Летчики решили дезертировать в тот момент, когда будет получен приказ отступать на восток. Однако в хаосе отступления получилось не так как планировалось - некоторые выполнили приказ и улетели в СССР, двоим удалось перелететь на германскую сторону фронта, некоторые были эвакуированы наземным транспортом. Причем не обошлось и без братоубийства. Так, один пилот Яниш Алкснис вылетел вместе с пассажиром - лейтенантом Ирбе, который был предан советским идеалам. Поэтому в ходе полета Яниш застрелил лейтенанта и посадил свой самолет у немцев.


Интересно, что германские самолеты не штурмовали Гульбене, вероятно зная что там не найдется достойных целей.


39 латвийских авиаторов сразу ушла в лес 27 июня. В этой группе было 13 офицеров и 13 механиков


Перелет был назначен на 28 июня. Из оставшихся восьми самолетов в воздух могли подняться только семь. В Ржеве, куда они перелетели самолеты признали негодными к боевому применению и отправили на слом. Наиболее квалифированных летчиков и техников забрали в Москву для работы на авиазаводах. А остальных насильно отправили в пехоту, на фронт.

Так закончилась история латышской эскадрильи в ВВС РККА.



Андрей Сухоруков


Беседы с Тимофеем Пантелеевичем Пунёвым


ВНИМАНИЕ: Спойлер!
Спасибо сказали: FOMA

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
11 мая 2013 22:32 - 11 мая 2013 22:36 #31559 от Maikl
Maikl ответил в теме Из истории авиации
ПРОДОЛЖЕНИЕ

ВНИМАНИЕ: Спойлер!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
12 мая 2013 03:44 - 12 мая 2013 04:37 #31560 от Maikl
Maikl ответил в теме Из истории авиации
ТЕХНИК САМОЛЕТА О ВОЙНЕ

ВНИМАНИЕ: Спойлер!



ВНИМАНИЕ: Спойлер!



ТЕХНИК САМОЛЕТА О ВОЙНЕ

ВНИМАНИЕ: Спойлер!


ВНИМАНИЕ: Спойлер!
Спасибо сказали: Штурман

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: rogerlelikdunay
Работает на Kunena форум